Продуктовый подход к BIM: осознанное формирование ценности BIM-отдела в компании

72

4 минуты

Часто бывает так, что BIM‑менеджеры после долгих лет работы или смены профессии понимают, что совершали некоторые ошибки в работе над продуктом, и обретают чёткое представление о том, как это можно было бы исправить.

Одним из примеров подобного открытия послужило выступление Романа Митина из IYNO на прошедшем BIM‑завтраке.

В своём докладе он поделился идеями о том, как правильно организовать подход к работе BIM-отдела с точки зрения продуктового подхода.

Что такое продукт?

Для начала стоит определиться, что понимается под продуктом. Продукт — это законченный результат некоторой деятельности, удовлетворяющий потребности клиента.

Любой результат является продуктом на каком-то рынке. Роман Митин выделил четыре таких рынка:

  • Клиент
    Здесь BIM‑отдел вносит ценность для клиента через работу с моделью, данными из модели и пр.
  • Сотрудник
    Сама команда, которую вы должны мотивировать для работы с вами.
  • Подрядчик
    Работа с этим рынком необходима также для повышения мотивации подрядчиков работать именно с вашей компанией.
  • Инвестор
    В любой компании есть инвесторы, интерес которых нужно удерживать.

Продуктовая деятельность

Зачастую многие компании уделяют много времени проектной деятельности, то есть определённому набору временных процессов, направленных на создание уникального продукта или изменение других процессов.

При этом деятельность, направленная на развитие продукта и поставку ценности как внутренним, так и внешним клиентам, забывается и теряется в рутине.

Что может являться продуктом?

Роман Митин объяснил, что различные скрипты, инструкции, отчёты или даже СОД не являются продуктами, и привёл пример «настоящих» продуктов:

  • Доступ именно к базе актуальных, востребованных семейств, скриптов и шаблонов
  • Организованный процесс обмена инженерными данными
  • Возможность получить техподдержку в нужный момент
  • Возможность быстро выполнить свою задачу

Как развивать продукт?

Один из подходов, который можно применить при развитии продукта, известен как unit-экономика. В основе этого подхода лежит оценка прибыльности одного юнита — единицы товара или услуги.

Оценка даётся на основе соотношения себестоимости юнита и эффекта, который он несёт для клиента. Польза эффекта вычисляется от количества последующих продаж вашего товара или услуги. То есть, например, вы можете написать скрипт для автоматизации построения дендроплана. Но продать этот продукт вы сможете всего один раз, так как у следующего исполнителя будут другие желания и требования.

Поэтому при создании продукта стоит провести исследование, чтобы понять, будет ли он востребован не только у одного клиента. Но как провести подобное исследование?

Customer Development

Для этого в компаниях прибегают к методологии Customer Development (CustDev), заключающейся в проведении специальных интервью, направленных на определение потребностей клиента. CustDev — это повторяющийся процесс, состоящий из четырёх этапов. Чтобы лучше их объяснить, возьмём пример с дендропланом:

  1. Создание гипотез
    Нужно автоматизировать составления дендроплана, чтобы облегчить и сократить это процесс.
  2. Создание сценария
    Перед тем как провести интервью с клиентом, нужно подготовить план беседы. Вопросы должны быть косвенные, с целью узнать о жизни клиента и о том, с чем он борется и что ему мешает.
  3. Отбор респондентов
    Очень важно правильно отобрать целевую аудиторию, с которой вы будете проводить интервью, и не потратить время на человека, который не имеет отношения к потребности, которую сможет закрыть потенциальный продукт.
  4. Проведение интервью
    Интервью могут разделяться на две категории: проблемные, подготовка к которым проходит на описанных ранее этапах, и решенческие, когда вы обращаетесь к клиенту с готовым планом по решению его проблемы.

А если же вам нужно наглядное представление этого фреймворка, посмотрите скрайбинг, в котором также показана полезная книга, которая поможет вам составить наиболее эффективный сценарий беседы.

BIM-завтрак

Что в итоге?

В заключение Роман Митин отметил, что каждый BIM‑специалист должен задавать себе вопрос о причинах, по которым он занимается созданием продукта. И если он сможет найти чёткий ответ на этот вопрос, а также узнать, зачем над ним работают его коллеги, то у всей команды получится создать эффективный, востребованный BIM‑продукт.

Полное выступление Романа Митина на BIM‑завтраке

Смотреть
PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

1

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также

Моделирование фасадов здания по облаку точек

Представив свою тему, Александр Коржов, BIM‑координатор в Инфрастройпроект с образованием в области прикладной геодезии, признался, что моделирование по облаку точек для фасадов и остальных элементов на самом деле не сильно различается.

Будущее обличье BIM-систем

Предсказывать будущего — дело неблагодарное. Но именно этим нам всем приходится заниматься, делая ставки на технологии, меняющие строительную отрасль.