
На основе материала «Green Cities with Digital Technology: Xiong’an and Masdar» от BIMCommunity
Содержание
Многие учёные-экологи уже давно утверждают, что климат нашей планеты подвергается серьёзным изменениям не в самую лучшую сторону. Чтобы продолжать жить в гармонии с природой, человечеству следует стремиться к принципам зелёного строительства. Примерами проектов, в которых они были использованы, становятся Новый район Сюнган (англ. The Xiong’an New Area) в Китае и Масдар-Сити (англ. Masdar City) в ОАЭ, руководители которых разделяют приверженность принципам устойчивого развития и технологическим инновациям.
Они стремятся сделать их городами будущего: Сюнган задуман как интеллектуальный, экологичный и цифровой мегаполис на севере Китая, а Масдар-Сити — это экологически устойчивый микрокосмМикрокосм (микрокосмос) — философское понятие, означающее «малый мир», «вселенную в миниатюре»., построенный с нуля в Абу-Даби. Обе территории представляют собой цифровые экопространства, так как для их реализации используются BIM‑моделирование, цифровые двойники и IoT-датчики для управления ресурсами, а также интеллектуальные энергетические системы и конструкции зданий с низким энергопотреблением. Для выполнения последнего показателя в принципах городского планирования и эксплуатации были использованы такие передовые технологии, как Big Data, искусственный интеллект и сети 5G.
Ранее в блоге мы подробнее писали о важности «зелёного» строительства: с оценкой опыта предыдущего века и инсайтами для будущих проектов.
«Город будущего» Сюнган
Сюнган был основан в 2017 году в рамках Стратегии тысячелетия КитаяСтратегия тысячелетия Китая (англ. China’s Strategy of the Millennium) — долгосрочная стратегия развития Китайской Народной Республики до 2050 года, направленная на достижение целей в разных сферах: внутренней политике, экономике и внешней политике. Сформулирована в 2022 году.. Цель проекта — уменьшить загруженность Пекина за счёт переноса несущественных административных и промышленных функций. Он занимает около 2 тыс. км² и рассчитан на проживание миллионов людей. В радиусе 300 метров от каждого дома будет располагаться парк, а сам город планируют окружить пролесками и оснастить высокоэффективной сетью общественного транспорта.

В плане также стоит создание бульваров, усаженных деревьями, фонтанов и зеленых зон, интегрированных с жилыми районами. С момента официального старта в строительство было инвестировано сотни млрд юаней, в основном в инфраструктуру: университеты, больницы, технологические центры и промышленные парки.
Но что отличает Сюнган от других подобных проектов, так это амбиции властей в области цифровых технологий. Они построили огромный вычислительный центр, который исполняет роль «мозга» города. В нём BIM‑платформы объединяются с системами Big Data, IoT и искусственным интеллектом для мониторинга и оптимизации трафика, энергопотребления и управления водными ресурсами в режиме реального времени. Также государство планирует создать цифровой двойник города для моделирования будущих сценариев эксплуатации. Кроме того, в Сюнгане опробовали цифровую валюту (цифровой юань) и установили тысячами антенн 5G, обеспечивающих высокоскоростную связь на всей территории города.
Строительство «городов будущего» не обходится без ИИ, одной из наиболее популярных современных инноваций. Как именно алгоритмы искусственного интеллекта помогают в градостроительной деятельности, подробно рассказали в другом материале.
«Устойчивая утопия» Масдар-Сити
Строительство Масдар-Сити началось в 2006 году в Абу-Даби: по плану территория занимает площадь всего 6 км² и рассчитана на 40 тыс. жителей и 1,5 тыс. предприятий. Идеи сохранения природы интегрированы в планировку района по максимуму: в ней широко используется солнечная энергия, а также концепция пассивной архитектурыПассивный дом — это энергосберегающее здание, представляющее собой строение с минимальной потребностью в отоплении или значительным снижением энергозатрат. Основная задача пассивного дома — поддерживать комфортный микроклимат без активного использования систем отопления и кондиционирования. для снижения тепловыделения и современные технологии (обе направлены на устранение углеродного следа). Первоначально предполагалось, что строительство будет завершено к 2020 году, но сроки продлили до 2030 года.
Авторы проекта хотят доказать, что могут построить территорию с почти нулевым уровнем выбросов углекислого газа. Поэтому главной особенностью Масдара является его биоклиматический дизайн: улицы узкие и ориентированы с севера на юг, а невысокие здания окрашены в белый цвет. Ветряные башни и внутренние дворы функционируют как системы естественной вентиляции, а фасады зданий покрыты фотоэлектрическими панелями, которые улавливают интенсивное солнечное излучение. Такая конструкция значительно снижает не только температуру в помещениях, но и потребление энергии. Инженеры проекта даже стремятся производить её больше, чем тратить.

С точки зрения транспортной доступности, Масдар был задуман как город, практически свободный от автомобилей. Вместо широких проспектов здесь работает система электрического общественного транспорта, а частные автомобили могут использоваться только в пригороде. В результате для пешеходов создаётся удобная и безопасная среда, а выбросы CO₂ значительно сокращаются.
Масдар-Сити также является «живой» инновационной лабораторией, вмещающей в себя множество современных идей: от автономного кампуса, работающего на солнечной энергии, где разрабатываются чистые технологииЧистые технологии (англ. Clean technologies) — безотходные и малоотходные технологии получения и переработки готового продукта, способствующие предотвращению загрязнения окружающей среды., до центра для стартапов в области возобновляемых источников энергии The Catalyst. А в зданиях района, оснащённых IoT-датчиками для мониторинга потребления воды и энергии, принимают участников международных исследовательских инициатив со всего мира. Кроме того, авторы проекта развернули цифровую городскую платформу для оптимизации эксплуатации Масдара.
Заключение
Сюнган и Масдар-Сити представляют собой два разных видения того, каким может быть экологичный город XXI века. Первое становится мегаполисом будущего, работающим на базе центров обработки данных и интеллектуальных платформ. Как и в других проектах, показатели его экологичности зависят от технологии 3D‑моделирования и крупномасштабного цифрового двойника городской инфраструктуры. Второе же становится прототипом экологичного города — экспериментом в меньшем масштабе, сочетающим традиционный арабский городской дизайн с использованием возобновляемых источников энергии. В обоих случаях цель одна: создание функционального пространства с нулевым углеродным следом.
Впрочем, у проектов есть и некоторые проблемы. На примере Масдара, строительство которого началось почти 10 лет назад, можно увидеть, что даже тщательно спланированные города требуют времени для развития. Его расширение потребовало корректировок, и сегодня в нём проживает только небольшая часть людей. Сюнган же поражает масштабными инвестициями и быстрыми темпами строительства, но его руководителям всё ещё необходимо привлечь больше жителей и предприятий.
Понравилась статья?
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии