Содержание
С 1 сентября 2024 года вступили в силу значительные изменения в нормативной базе, регулирующей процессы информационного моделирования в строительстве. Введение новых требований заметно изменяет подход к разработке проектной, рабочей и эксплуатационной документации. Кратко об этих обновлениях и разделах, на которые стоит обратить внимание, рассказал аттестованный эксперт Минстроя России по экспертизе проектной документации Сергей Драгомиров в рамках сентябрьского BIM‑завтрака. В этой статье мы рассмотрим основные тезисы его выступления.
Изменения в законодательной базе
В начале спикер напомнил всем о различии между информационной моделью и ЦИМ. Первое понятие представляет собой набор электронных документов, сопровождающих проектную и рабочую документацию, а также документы для эксплуатации. Второе включает лишь графическую часть всех этапов документации. Другими словами, ЦИМ отображает визуальные аспекты строительного объекта, в то время как информационная модель охватывает более широкий спектр данных.
Они должны представляться в следующих форматах:
- Текстовая часть: XML и другие альтернативы, если XML‑схемы не утверждены. Большая часть документов, используемых на экспертизе, этапах строительства и эксплуатации, будет переводиться в этот вид
- Графическая часть: открытые форматы, такие как IFC или другие аналогичные с открытой спецификацией
Дополнительно Драгомиров отметил некоторые плюсы и минусы по работе с текстовой частью. По его словам, на практике XML внедряется в том числе для оптимизации взаимодействия с государственными органами, что приводит к автоматизации процесса выдачи заключений, снижая объём труда и сокращая ошибки, связанные с человеческим фактором. Так, для Главгосэкспертизы внедрение XML привело к тому, что значительная часть процесса формирования пояснительной записки перешла к проектировщикам, что снизило нагрузку на экспертов учреждения.
Постановления правительства № 331 и № 614
На сегодняшний день основными нормативными документами в российской строительной отрасли являются ПП № 331 и № 614. Каждый из них регулирует различные аспекты применения информационного моделирования. В то же время они действуют параллельно и обязательны для выполнения:
- ПП № 331 отвечает за установление случаев обязательного формирования информационных моделей, а также регулирует, кто из участников проекта должен этим заниматься и какие объекты капитального строительства подлежат этим требованиям
- ПП № 614 определяет порядок формирования информационной модели, состав необходимых документов и этапы, на которых необходимо их представлять. Кроме того, в документе указываются дополнительные обязательства, например, по направлению информационной модели в ГИС ОГД. При этом, обязательства распространяются только на органы исполнительной власти: застройщиков привлечь за их невыполнение не могут
Сергей Драгомиров также отметил, что при практическом применении постановлений нередко возникает путаница, особенно у региональных участников отрасли:
«Часто слышу вопрос, какой документ главнее. Вообще, на самом деле главных оба, но приоритет все-таки за 331-м постановлением».
Ранее мы уже писали о влиянии государственных законодательных инициатив на цифровизацию строительства в этой статье.
Региональные инициативы в информационном моделировании
«Кроме требований Минстроя в виде федеральных нормативных правовых актов, у нас с вами развивается тема информационного моделирования на уровне субъектов. Пальму первенства здесь я бы всё-таки отдал двум крупным столицам: Санкт-Петербургу и Москве», — подчеркнул эксперт.
Так, специалисты Мосгосэкспертизы представили сбалансированные требования, адаптированные под различные типы объектов и функциональные назначения. Они охватывают не только IFC, но и проприетарные форматы, что позволяет подходить к проектированию более гибко и повысить качество управления информационными моделями на муниципальном уровне.
«К сожалению, в самой Мосгосэкспертизе эксперты не всегда очень хорошо разбираются в тех требованиях, которые написаны в регламенте, и зачастую где-то в своих замечаниях откровенно перебарщивают», — заметил спикер, добавив, что сейчас в Москве работают над крупным проектом создания свода регламентов, которые заменят текущие требования Мосгосэкспертизы.
Этот проект состоит минимум из 16 документов, охватывающих различные аспекты градостроительной политики, и предполагает введение комплексного регулирования информационного моделирования в столице. Они разрабатываются для улучшения контроля над качеством выполнения строительных и проектных работ, а также для создания единого стандарта, который в будущем может быть адаптирован для федерального уровня.
Изменения в 384-ФЗ и новые обязательные ГОСТы
С 1 сентября текущего года изменился технический регламент 384-ФЗ, что напрямую повлияло на требования экспертизы. Основные изменения касаются расширения списка стандартов и технических требований, включенных в регламент. Это относится, в частности, к восьми сводам правил и восьми стандартам ГОСТ, которые теперь стали обязательными и подлежат строгому исполнению. Использование реестра требований войдёт в обиход предмета экспертизы с марта 2026 года.
Новый реестр будет включать в себя перечень ГОСТов и СП, среди которых важную роль займут документы, регулирующие BIM. Например, в технический регламент войдёт ГОСТ 21.101, который предполагает, что любая проектная документация, выполненная с применением ТИМ, должна быть взаимозаменяемой с текстовой и графической частью проекта. Эти обязательные требования направлены на обеспечение целостного представления проектных решений вне зависимости от формата документации. Их игнорирование будет приравнено к неисполнению требований технического регламента.
Требования и рекомендации к разработке цифровых моделей
На фоне изменений в регламентирующих документах Минстрой активно разрабатывает и вводит дополнительные документы, регулирующие процесс создания цифровых информационных моделей. В частности, были сформулированы требования для различных категорий объектов. В проектных документах содержится информация о параметрах цифровых моделей, в том числе обязательных и необязательных атрибутах для таких разделов, как архитектура, конструкция, водоснабжение и водоотведение.
Это позволит заказчикам адаптировать требования под специфику проекта, но в то же время создаст определенные трудности для строительных компаний: несоответствие обязательным параметрам может стать причиной отказа в согласовании документации.
В качестве альтернативы общим требованиям компании могут разрабатывать собственные стандарты для информационного моделирования. Однако согласование таких стандартов у профильных технических комитетов может длиться от 144 дней до нескольких лет.
Заключительное слово
Обязательство выполнения новых нормативов потребует от проектных организаций дополнительных усилий. В условиях усиливающегося контроля, проектные компании должны учитывать не только функциональные требования заказчика, но и то, что прописано в стандартах, развивая внутренние ресурсы для обеспечения высокого уровня проектирования и моделирования.
«Динамика законодательства очень сильно меняется. Её нужно учитывать. Стоять в стороне я вам не рекомендую, потому что это затрагивает ваши интересы, это влияет на вашу производительность труда и на те обременения, которые вы должны будете выполнить для галочки», — подвёл итоги эксперт.
Понравилась статья?
4
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии