Топ-7 решений для проектов строительства дорог

  • 20
  • 5 минут

Недавно испанские учёные показали всему миру результаты исследования о том, как BIM помогает решить постоянные проблемы планирования и составления графиков в дорожно-строительных проектах. В статье, опубликованной в журнале Sustainability (2025), под руководством специалистов из Папского католического университета Вальпараисо, Индустриального университета Сантандера и других иностранных экспертов, рассматриваются наиболее эффективные способы применения BIM. Было выявлено, как технология помогает в смягчении ключевых недостатков в реализации строительства линейных объектов: от некачественного планирования управления движением транспорта до применения ресурсов и сбоев в ходе работ.

Почему возникают проблемы при строительстве дорог

В проектах создания дорожной инфраструктуры специалисты продолжают сталкиваться с трудностями, которых можно избежать ещё на этапах планирования и реализации:

  • Неточные оценки количества строительных материалов
  • Ошибки в планировании и несогласованные цепочки действий
  • Некомпетентное планирование транспортных потоков во время строительства
  • Неэффективное использование рабочей площадки и оборудования на объекте
  • Превышение бюджета из-за хаоса в сметах

Эти проблемы приводят к задержкам, увеличению затрат и недовольству местных жителей, особенно в городах, где транспортные сбои имеют экономические и социальные последствия.

Лучшие решения для проектов строительства дорог

В результате исследования учёные выявили семь направлений применения BIM, оказывающих наибольший положительный эффект в проектах строительства дорог:

  1. 4D-моделирование последовательности реализации объекта во времени и пространстве, позволяющее командам визуализировать весь процесс до старта работ
  2. Виртуальное симулирование транспортных потоков, а также имитация знаков и прочей инфраструктуры с целью свести к минимуму нарушения общественного порядка
  3. Более точная оценка сроков за счёт интеграции данных, поступающих в реальном времени, с 3D‑моделью
  4. Качественный расчёт бюджета благодаря детальным цифровым моделям
  5. Контроль использования оборудования и материалов, а также их доставки на объект
  6. Цифровое моделирование работ на объекте, помогающее предотвратить неэффективную эксплуатацию площадки и повысить безопасность
  7. Интеграция финансовых данных в проектные модели для лучшего контроля и прогнозирования затрат

Из всех этих направлений 4D‑моделирование было названо самым важным, особенно для определения последовательности работ, распределения ресурсов и визуализации сроков строительства.

«Использование BIM для 4D‑моделирования означает, что мы можем определить последовательность строительных работ и выявить проблемы задолго до того, как они вызовут серьёзные последствия. Это не просто более разумное планирование, а более разумное строительство», — заявил один из руководителей проекта, участвовавший в исследовании.

Другие специалисты отметили, что моделирование транспортных потоков помогло снизить путаницу и риски несчастных случаев во время дорожных работ с высокой интенсивностью движения, а инструменты по расчёту бюджета способствовали сокращению отходов материалов.

BIM и линейные объекты в России

В то время как в ряде стран мира технологии информационного моделирования стали обычным явлением в гражданском и промышленном строительстве, его применение при создании линейных объектов немного отстаёт. Испанские учёные утверждают, что ситуация должна измениться:

«Исследование ясно показывает, что BIM — это не просто инструмент моделирования, а мощная технология, которая помогает соблюдать точность графика работ и эффективное использования ресурсов в дорожном строительстве», — заявляет глава исследовательской группы в лице доктора Родриго Эрреры.

В России же BIM для строительства дорог применяется давно. эксперты регулярно презентуют успешные кейсы и рассказывают о специфике этого направления. Рынок программного обеспечения для работы с линейными объектами также довольно развит: специалисты отмечают удобство функционала таких отечественных решений, как IndorCAD, Топоматик Robur, КРЕДО, S‑INFO и пр.

Одной из основных проблем является недостаток в ПО для проектирования мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и других подобных объектов. Хотя упомянутые выше программы подходят для этих задач, они всё-таки имеют ограниченный набор инструментов для проработки линейных объектов.

Помимо непосредственного моделирования и строительства дорожной инфраструктуры, в России также активно ведётся работа по административной работе с такими объектами. Одни люди занимаются трудоёмкой цифровизацией документооборота, в то время как другие рассказывают о принципах управления проектами.

Заключение

Инженеры, вовлечённые в создание дорожной инфраструктуры, с каждым днём убеждаются в эффективности технологий информационного моделирования. Независимо от страны, они признают пользу BIM во многих аспектах: планировании проекта и хода работ, контроле расхода бюджета и управления ресурсами. Такое единство мысли становится лучшим доказательством того, что технология действительно нужна в современном строительстве.

Российские специалисты с энтузиазмом работают в поддержку этой идеи, с каждым днём показывая свой профессионализм на реальных примерах: в планировании, проектировании, моделировании и эксплуатации.

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

3

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Как продвигается строительство в Узбекистане: проблемы и достижения

Как продвигается строительство в Узбекистане: проблемы и достижения

О достижениях специалистов в области строительства всегда интереснее узнавать на реальных примерах. В этой статье мы не просто поговорим о BIM в Узбекистане, но и расскажем о самых современных объектах страны.

4 минуты 17
Стадион «Спотифай Камп Ноу» в 2025 году: инновационное пространство на основе BIM‑технологий

Стадион «Спотифай Камп Ноу» в 2025 году: инновационное пространство на основе BIM‑технологий

Открытие обновлённого стадиона «Камп Ноу» ожидает множество людей по всему миру. Но в каком состоянии объект находится сейчас? Рассказываем в новой статье.

4 минуты 38
BIM в Узбекистане: на какой стадии находится развитие технологии?

BIM в Узбекистане: на какой стадии находится развитие технологии?

Продолжаем исследовать тему развития BIM в ближнем зарубежье и обратимся в сторону Узбекистана. Какого этапа развития достиг BIM в этой стране? Кто в ней является двигателем цифрового прогресса? Рассказали в этой статье.

6 минут 28
Digital twins и транспорт: какую пользу может принести эта интеграция

Digital twins и транспорт: какую пользу может принести эта интеграция

Цифровые двойники популярны в строительстве разных объектов, в том числе линейных. Однако эта технология также может помочь и на этапе эксплуатации и обеспечения безопасности транспортных сетей. Подробнее об этом — в новой статье.

4 минуты 19
Внедрение и развитие BIM без системной господдержки: опыт белорусской компании

Внедрение и развитие BIM без системной господдержки: опыт белорусской компании

Можно ли выстроить эффективный BIM‑отдел в условиях ограниченной нормативной базы и без структурированной государственной поддержки? Одной белорусской компании определённо это удалось. Рассказываем о ней в статье.

6 минут 46