
На основе материала «New research reveals how BIM is tackling road construction delays and planning failures» от PBC Today
Содержание
Недавно испанские учёные показали всему миру результаты исследования о том, как BIM помогает решить постоянные проблемы планирования и составления графиков в дорожно-строительных проектах. В статье, опубликованной в журнале Sustainability (2025), под руководством специалистов из Папского католического университета Вальпараисо, Индустриального университета Сантандера и других иностранных экспертов, рассматриваются наиболее эффективные способы применения BIM. Было выявлено, как технология помогает в смягчении ключевых недостатков в реализации строительства линейных объектов: от некачественного планирования управления движением транспорта до применения ресурсов и сбоев в ходе работ.
Почему возникают проблемы при строительстве дорог
В проектах создания дорожной инфраструктуры специалисты продолжают сталкиваться с трудностями, которых можно избежать ещё на этапах планирования и реализации:
- Неточные оценки количества строительных материалов
- Ошибки в планировании и несогласованные цепочки действий
- Некомпетентное планирование транспортных потоков во время строительства
- Неэффективное использование рабочей площадки и оборудования на объекте
- Превышение бюджета из-за хаоса в сметах
Эти проблемы приводят к задержкам, увеличению затрат и недовольству местных жителей, особенно в городах, где транспортные сбои имеют экономические и социальные последствия.
Лучшие решения для проектов строительства дорог
В результате исследования учёные выявили семь направлений применения BIM, оказывающих наибольший положительный эффект в проектах строительства дорог:
- 4D-моделирование последовательности реализации объекта во времени и пространстве, позволяющее командам визуализировать весь процесс до старта работ
- Виртуальное симулирование транспортных потоков, а также имитация знаков и прочей инфраструктуры с целью свести к минимуму нарушения общественного порядка
- Более точная оценка сроков за счёт интеграции данных, поступающих в реальном времени, с 3D‑моделью
- Качественный расчёт бюджета благодаря детальным цифровым моделям
- Контроль использования оборудования и материалов, а также их доставки на объект
- Цифровое моделирование работ на объекте, помогающее предотвратить неэффективную эксплуатацию площадки и повысить безопасность
- Интеграция финансовых данных в проектные модели для лучшего контроля и прогнозирования затрат
Из всех этих направлений 4D‑моделирование было названо самым важным, особенно для определения последовательности работ, распределения ресурсов и визуализации сроков строительства.
«Использование BIM для 4D‑моделирования означает, что мы можем определить последовательность строительных работ и выявить проблемы задолго до того, как они вызовут серьёзные последствия. Это не просто более разумное планирование, а более разумное строительство», — заявил один из руководителей проекта, участвовавший в исследовании.
Другие специалисты отметили, что моделирование транспортных потоков помогло снизить путаницу и риски несчастных случаев во время дорожных работ с высокой интенсивностью движения, а инструменты по расчёту бюджета способствовали сокращению отходов материалов.
BIM и линейные объекты в России
В то время как в ряде стран мира технологии информационного моделирования стали обычным явлением в гражданском и промышленном строительстве, его применение при создании линейных объектов немного отстаёт. Испанские учёные утверждают, что ситуация должна измениться:
«Исследование ясно показывает, что BIM — это не просто инструмент моделирования, а мощная технология, которая помогает соблюдать точность графика работ и эффективное использования ресурсов в дорожном строительстве», — заявляет глава исследовательской группы в лице доктора Родриго Эрреры.
В России же BIM для строительства дорог применяется давно. эксперты регулярно презентуют успешные кейсы и рассказывают о специфике этого направления. Рынок программного обеспечения для работы с линейными объектами также довольно развит: специалисты отмечают удобство функционала таких отечественных решений, как IndorCAD, Топоматик Robur, КРЕДО, S‑INFO и пр.
Одной из основных проблем является недостаток в ПО для проектирования мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и других подобных объектов. Хотя упомянутые выше программы подходят для этих задач, они всё-таки имеют ограниченный набор инструментов для проработки линейных объектов.
Помимо непосредственного моделирования и строительства дорожной инфраструктуры, в России также активно ведётся работа по административной работе с такими объектами. Одни люди занимаются трудоёмкой цифровизацией документооборота, в то время как другие рассказывают о принципах управления проектами.
Заключение
Инженеры, вовлечённые в создание дорожной инфраструктуры, с каждым днём убеждаются в эффективности технологий информационного моделирования. Независимо от страны, они признают пользу BIM во многих аспектах: планировании проекта и хода работ, контроле расхода бюджета и управления ресурсами. Такое единство мысли становится лучшим доказательством того, что технология действительно нужна в современном строительстве.
Российские специалисты с энтузиазмом работают в поддержку этой идеи, с каждым днём показывая свой профессионализм на реальных примерах: в планировании, проектировании, моделировании и эксплуатации.
Понравилась статья?
3
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии