Оптимизация работы с моделями раздела ТХ

  • Автор статьи
    Материал подготовила Арина Заболотнева
  • Автор статьи
    Эксперты Василий Маслов, Сергей Кузикян, Дмитрий Вдовин
  • 6
  • 10 минут

В проектах строительства промышленных и инфраструктурных объектов, в которых предусмотрено создание многофункциональных систем, у специалистов постоянно возникают вопросы из-за сложности поставленных перед ними задач. Им приходится находить новые эффективные методы и инструменты для проектирования и управления данными, что требует глубокого погружения в тему и траты драгоценного рабочего времени.

Чтобы облегчить коллегам работу с разделом ТХ, организаторы BIM‑завтрака провели на эту тему дискуссию с приглашёнными спикерами. Эксперты обсудили ключевые аспекты работы с информационными моделями технологических решений: оптимизацию семейств, предотвращение зависаний, взаимодействие между разделами, организацию обмена данными и проведение проверок на коллизии.

Семейства и предотвращение зависаний моделей

На практике проблемы зависания моделей возникают редко, если созданные элементы используются правильно. Основные трудности, по словам BIM‑инженера из Казахстана Дмитрия Вдовина, связаны с импортированными файлами, такими как DWG, или некорректно созданными семействами. Когда они разрабатываются с использованием стандартных инструментов Revit, проблемы практически отсутствуют даже при моделировании сложных и высокодетализированных объектов.

Василий Маслов из Apex Soft дополнил ответ Дмитрия, рассказав о ключевых мерах по оптимизации в его компании:

  1. Контроль структуры семейств

Благодаря корректной структуре семейств, исключающей лишние элементы, улучшается производительность модели. Использование параметрических настроек минимизирует количество дублирующихся объектов.

  1. Взаимодействие с рабочими наборами

Разделение модели на рабочие наборы по функциональным зонам (офисы, склады, технологические помещения) позволяет проектировщикам загружать только те части модели, которые необходимы для текущей задачи. Это существенно снижает нагрузку на компьютерную систему.

  1. Минимизация использования импортированных объектов

Эти элементы, особенно полученные из DWG-файлов, часто избыточно детализированы или содержат некорректные геометрические данные. Такие элементы должны пройти предварительную оптимизацию, чтобы не влиять на производительность модели.

  1. Контроль уровня детализации (LOD)

Для различных стадий проекта (концепция, проектирование, строительство) требуется свой соответствующий уровень детализации. Избыточность этого аспекта на ранних стадиях приводит к увеличению размера модели и снижению её производительности.

В компании «ПИК» этот вопрос решается следующим образом: при проектировании крупных объектов модели делятся на связанные файлы, чтобы обеспечить возможность параллельной работы специалистов из разных разделов. Например, для многоэтажного здания модели могут быть разделены на верхнюю и нижнюю части. Такой подход позволяет загружать только нужные участки модели, ускоряя процесс проектирования и согласования.

Особое внимание уделяется настройке видимости и фильтров, что позволяет ещё больше облегчить работу с большими и сложными моделями. Эти меры особенно полезны при координации нескольких разделов: архитектуры, инженерии и технологий.

Ранее в блоге мы публиковали более подробный материал о технологических решениях в компании Apex Soft, где осветили внедрение BIM‑инструментов практически с нуля.

Обмен данными с электриками

При проектировании расположения промышленного оборудования задания для электриков составляются на основе требований технологического раздела. Для офисных и административных зданий важным аспектом становится вариативность рабочих мест, где оборудование может значительно отличаться (например, разное количество мониторов, принтеров и прочего периферийного оборудования), пояснил Дмитрий Вдовин.

В ПИК процесс обмена данными состоит из трёх этапов:

  1. Создание задания

В технологическом разделе размещаются условные семейства розеток с указанием предполагаемого оборудования, его характеристик и местоположения.

  1. Согласование

Все изменения согласуются между проектировщиками, дизайнерами и электриками. Это гарантирует точность данных и соответствие требованиям всех сторон.

  1. Передача задания электрикам

Информация из модели передаётся в виде фиксированных заданий или напрямую через связанные файлы. Электрики адаптируют данные под свои задачи, используя спецификации и параметры семейств.

Для упрощения и стандартизации процесса используются специализированные семейства и отдельные файлы для расстановки розеток. Такой подход позволяет исключить ошибки, связанные с ручной обработкой данных, и обеспечивает согласованность между всеми участниками проектирования.

Читайте более подробную статью о технологических решениях в компании «ПИК».

Учёт зон обслуживания и проезда транспорта

Дмитрий Вдовин рассказал, что в его компании зоны обслуживания оборудования закладываются непосредственно в параметрах семейств. Таким образом, они помогают наглядно отображать пространство, необходимое для установки, эксплуатации и обслуживания оборудования. Это позволяет проектировщикам учитывать требования ещё на стадии разработки проекта.

Сергей Кузикян отметил, что зоны обслуживания могут быть скрыты или отображены в зависимости от текущих требований к модели. Это облегчает работу, исключая лишнюю информацию на определённых стадиях проекта. Для выявления пересечений зон обслуживания с другими элементами здания, включая инженерные сети, конструкции и транспортные пути, используется Navisworks. Парковочные места проверяются в той же программе: для них определяются пересечения с коммуникациями, расположенными на потолке подземных паркингов.

В Apex Soft проектирование зон проезда транспорта осуществляется в архитектурном разделе. Эти зоны моделируются как отдельные элементы или пространства, которые затем проверяются на коллизии. Проверка зон проезда включает учёт габаритов транспортных средств, выявление пересечений с оборудованием, конструкциями и другими элементами, а также согласование с заказчиком при необходимости индивидуальной организации транспортного потока.

Особенности моделирования конвейеров

Конвейеры, используемые на промышленных объектах для задач по транспортировке руды или других материалов, часто отличаются сложной конструкцией и значительной длиной. Главная особенность таких систем заключается в том, что они объединяют элементы конструкций, оборудования и транспорта.

Дмитрий Вдовин поделился следующим подходом к их моделированию:

  1. Разработка типовых моделей

Для каждого типа конвейера создаются базовые семейства с высокой детализацией. Они используются как шаблоны для проектирования всей системы.

  1. Аннотационное представление длинных систем

Для конвейеров протяжённостью в десятки километров трассировка выполняется в аннотационном формате, а количество элементов указывается в спецификациях.

  1. Использование параметров

Для учёта количества элементов и их характеристик применяются ADSK‑параметры, которые позволяют задавать точное количество оборудования без избыточного моделирования.

Развёрнутый материал о проектировании технологических решений в казахстанской компании мы публиковали в блоге ранее.

Внесение расчётных данных в модель

При работе с BIM‑моделями такие расчётные данные, как количество людей в помещении или необходимая площадь, часто остаются вне цифровой модели. Это связано с особенностями проектирования и разделением обязанностей между разными участниками процесса. Например, в технологических разделах проектировщики ограничиваются расчётами на этапе планирования, а их результаты фиксируются в сопроводительных документах или общих данных.

Кроме того, число сотрудников в помещении или требования к постоянному и непостоянному персоналу, также редко фиксируются в трёхмерном пространстве. Чаще всего они используются на этапе предварительных расчётов, после чего включаются в общее проектное решение, но не отражаются в деталях модели. Это связано с тем, что многие аспекты технологического проектирования решаются вне BIM‑пространства.

Подходы к расчётам зависят и от назначения объекта. Например, при проектировании бизнес-центров необходимо учитывать нормативные расстояния между рабочими местами, расстановку мебели, зоны общественного пользования и требования к комфорту. Для таких зданий основное внимание уделяется вопросам эргономики и эстетики. В промышленных же комплексах важно предусмотреть резервы площадей для изменения технологий, которые могут возникнуть на этапе эксплуатации. Это также влияет на объём работы проектировщика.

Проблемы обучения сотрудников

Одной из главных проблем, с которой столкнулся Василий Маслов, стало обучение сотрудников работе в Revit. Многим специалистам, привыкшим работать в AutoCAD или других подобных решениях, требовалось значительное время, чтобы освоить программу. Часто BIM‑специалистам казалось, что определенные действия очевидны, но инженеры-проектировщики раздела ТХ нуждались в детальных разъяснениях. В итоге в Apex Soft поняли, что пары обучающих видео недостаточно, и решили создать обучающий курс.

Дмитрий Вдовин отметил, что, исходя из его опыта, одним из наиболее эффективных методов обучения является работа над реальными проектами. Когда сотрудник вовлечен в выполнение текущих задач, он быстрее осваивает особенности работы в Revit. При этом важно, чтобы более опытные коллеги были готовы помочь и поддержать новичка, консультируя его по сложным вопросам.

Сергей Кузикян согласился с коллегами и добавил, что в ПИК часто встречающейся проблемой было замотивировать сотрудников работать в Revit. Решить её помог личный пример более опытных коллег, которые с энтузиазмом рассказывали об инструментах решения. В результате, увидев такие преимущества, как автоматизация рутинных задач и улучшение координации между разделами, люди больше заинтересовывались освоением нового инструмента.

Отображение траекторий движения транспортных средств на генплане

Дмитрий Вдовин признался, что в его компании запросы на автоматизацию подобных процессов появляются редко. Сергей Кузикян рассказал, что в ПИК в большинстве случаев проектировщики генпланов самостоятельно разрабатывают схемы движения транспорта, а технологи занимаются внутренней организацией пространства, включая парковочные зоны и расположение разметки. Запросов на увязку этих процессов не поступало.

«Траектории (движения и разворота транспорта) показываются в документации», — отметил эксперт, добавив, что схемы маневрирования транспортных средств внутри паркингов разрабатываются с использованием аннотационных семейств и специального инструмента, который прорисовывает линии в модели.

В Apex Soft работа организована схожим образом: схемы движения, маневрирования и разворотов оформляются в разделе ТХ с помощью аннотационных семейств стрелок и линий, а также элементов для различных классов транспортных средств. При возникновении необходимости в проработке нестандартных задач, например, при проектировании сложных промышленных объектов, разрабатываются уникальные семейства. Они позволяют гибко настроить траекторию движения, адаптировать радиусы поворота и учитывать специфику транспортных потоков.

Оптимизация высокодетализированных Revit-моделей

«Мы сразу думаем, что нам нужно в проекте», — подчеркнул Дмитрий Вдовин. Изначально его команда считала, что модель нужно проработать до мелких деталей по максимуму. Однако это нужно не всегда: на практике высокий уровень LOD создаётся для соединительных узлов инженерных систем, насосных станций и патрубков.

Также BIM‑инженер согласился с Сергеем Кузикяном в том, что под оптимизацией можно понимать разделение объекта на несколько моделей, и подтвердил, что в промышленных комплексах каждое здание, цех или насосная станция представляется отдельной моделью. Это реализуется ещё на стадии оформления генерального плана.

Наконец он отметил, что при объединении всех сегментов в единую координационную модель оптимизация в Revit невыполнима из-за большого количества связей. В Navisworks, напротив, это можно выполнить без проблем.

Выводы

Автоматизация и оптимизация являются важными аспектами работы в BIM‑среде. Применение семейств, настройка уровней детализации, разделение моделей и использование инструментов координации обеспечивают высокую производительность, точность и качество работы. Эти подходы особенно актуальны при работе с технологическими решениями в сложных проектах по строительству промышленных предприятий, где требуется учитывать множество факторов и нюансов.

Смотрите полную дискуссию экспертов с развёрнутыми ответами на вопросы:

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

0

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Использование российского BIM‑софта на современном рынке

Использование российского BIM‑софта на современном рынке

Об использовании российских решений для проектирования систем ОВ и ВК и не только.

13 минут 67 14
Тренд на экосистемы в стройке

Тренд на экосистемы в стройке

В современной строительной отрасли одним из ключевых трендов становится развитие экосистем — комплексных программных решений, которые объединяют в себе управление всеми аспектами строительства. Что она из себя представляет? Какие экосистемы есть на российском рынке? По каким критериям можно оценить эффективность экосистемы и какое будущее их ждет? Разбираемся в новой статье.

9 минут 284