Мероприятия, обеспечивающие использование ТИМ в России в сфере дорожного хозяйства

22

7 минут

Доклад Виталия Миронюка на BIM‑завтраке про нормативные документы, формирующие отрасль, и про то, какие информационные технологии сегодня применяются на практике.

Большинство выступлений на BIM‑завтраке 3-го февраля было посвящено тому, какие возможности для разработки ЦИМ автодорог и другой дорожной инфраструктуры есть сегодня. Также спикеры делились наглядными примерами созданных моделей, пошагово объясняя каждый этап из разработки.

Доклад Виталия Миронюка, начальника управления перспективных методов технического учёта ФАУ «РОСДОРНИИ», осветил несколько другую, хоть и связанную с BIM на линейных объектах, тему. В своём обращении к слушателям BIM‑завтрака он рассказал про нормативные документы, формирующие отрасль, а также о том, какие информационные технологии в основном сегодня применяются на практике.

Основания применения ТИМ

Одно из направлений деятельности «РОСДОРНИИ» — сопровождение государственных программ по развитию дорожной деятельности и обеспечение применения технологий информационного моделирования в отрасли. Другими словами, в задачах сотрудников организации стоит создание системы регуляции и поддержки в виде нормативных документов.

По словам Виталия Миронюка, в работе они сначала ориентировались на Распоряжение Минтранса России от 17.09.2020 N АК-177-р «О подготовке проектной документации с использованием технологии информационного моделирования». При этом он обратил внимание, что в распоряжении говорится именно о технологиях информационного моделирования, а не о информационных моделях, как в Градостроительном кодексе.

При упоминании стратегии транспортного развития страны, установленных Распоряжением Правительства № 3363-р, эксперт обратил внимание, что основной проект, описываемый в документе, касается создания цифровых двойников. В Распоряжении № 3097-р, которое также определяет стратегию дорожно-транспортного развития, помимо ТИМ и цифровых двойников, было указано внедрение технологий пространственного анализа.

Отдельно Виталий Миронюк отметил Поручение Минтранса РФ от 03.12.2021 №АК-258-пр, в рамках которого «РОСДОРНИИ» непосредственно занимается разработкой XML-схем и работой с Классификатором строительной информации (КСИ) с учётом нужд дорожного хозяйства.

Нормативно-технические документы

При рассказе о принятых и разрабатываемых нормативно-технических документах Виталий Миронюк в первую очередь выделил CTO ABTOДOP 8.6-2016 «Организационная и технологическая поддержка процессов формирования информационных моделей автомобильных дорог на всех этапах жизненного цикла», который стал, по его словам, действительно «знаковым документом». В 2023 году стандарт был обновлён в соответствии с нуждами компании.

Затем эксперт отметил два Предварительных национальных стандарта — ПНСТ 505-2022 и ПНСТ 506-2022, непростой процесс разработки которых длился целых три года. Он призвал слушателей BIM‑завтрака обратить на них внимание, чтобы к 2025 г. можно было сделать окончательный выбор в пользу или против их перевода в государственные стандарты.

В категории ГОСТов «РОСДОРНИИ» на данный момент занимается разработкой двух проектов, связанных с графом и цифровой моделью автомобильных дорог.

«Когда мы говорим о сети автомобильных дорог с точки зрения оценки и привязки объектов и событий, которые на ней случаются, то здесь очень важны системы координат», — подчеркнул Виталий Миронюк.

Реальный уровень внедрения ТИМ

Как и некоторые другие спикеры BIM‑завтрака, Виталий Миронюк отметил нехватку чётких требований по использованию ТИМ и подготовке цифровой модели со стороны заказчика и, в принципе, общий низкий уровень внедрения технологии в проекты.

Согласно статистике, собранной «РОСДОРНИИ» в 2022 году на основе открытых данных из Единой информационной системы в сфере закупок, информационное моделирование было упомянуто в техническом задании всего в 171 проекте. При этом:

  • Только в 2 проектах было отдельное техническое задание на информационное моделирование
  • В 34 проектах содержались расширенные требования к ТИМ в составе технического задания
  • В остальных 174 случаях требования к ТИМ были минимальными или совсем отсутствовали

На основе приведённых в статистике данных Виталий Миронюк сделал вывод, что основным проводником внедрения технологий всё-таки является заказчик и то, как он формирует требования. И поэтому в «РОСДОРНИИ» был проведён большой объём работ по обеспечению информационной поддержки заказчика, в результате которых были разработаны шаблоны технического задания и плана реализации информационного моделирования, а также рекомендации по созданию информационных моделей.

«На наш взгляд, основной документ, который должен быть у заказчика, — это информационные требования. Из этого документа и формируется техническое задание», — подчеркнул эксперт.

Полную статистику по уровню распространённости ТИМ среди заказчиков строительных проектов смотрите в выступлении эксперта на канале PRO ТИМ!

Основные технологии при строительстве объектов дорожного хозяйства

В дополнение к обзору проделанной «РОСДОРНИИ» работы по разработке нормативной документации Виталий Миронюк рассказал о самых важных, по его мнению, инновационных технологиях, применяемых при строительстве объектов дорожного хозяйства. Полный список технологий, помогающий в том числе выстроить некие рамки вокруг цифровой трансформации отрасли, он сформировал в следующем виде:

Мероприятия, обеспечивающие использование ТИМ в России в сфере дорожного хозяйства

В категорию самых важных по мнению специалистов ФАУ «РОСДОРНИИ» технологий попали лазерное сканирование и геоинформационные системы:

  • Лазерное сканирование

Для обеспечения применения лазерного сканирования ФАУ «РОСДОРНИИ» были разработаны два ГОСТа, определяющие требования к данным (ГОСТ Р 70690-2023) и к методике проведения работ (ГОСТ Р 70689-2023). Далее во все отделения организации были закуплены программные продукты (Bentley, TerraSolid, TerraScan, IndorCAD, IndorCloud) и передвижные лаборатории.

В результате были отсканированы сотни километров автодорог в разных регионах страны и составлены цифровые модели автомобильных дорог (ЦМАД). Технология лазерного сканирования позволила специалистам организации повторно использовать данные для реализации достаточно широкого спектра задач:

  • Паспортизация
  • Аудит дорожных условий
  • Формирования цифрового паспорта и ЦММ
  • Реализация Проекта организации дорожного движения (ПОДД)
  • Моделирование транспортных потоков
  • Создание карты высокой точности для высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)
  • Создание дорожного графа
  • Геоинформационные системы

В рамках темы геоинформационных систем эксперт упомянул доработку Системы контроля дорожных фондов (СКДФ), применение которой было утверждено в ПП РФ от 30.12.2022 № 2197. Широкий функционал платформы позволяет:

  • Собирать и обрабатывать данные о средствах дорожных фондов
  • Ранжировать и планировать дорожные работы
  • Сбор данных диагностики и технических параметров транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

«Система рассчитана на всю Российскую Федерацию. Если провести аналогию, то это ГИСОГД для дорог. Вся информация со всех дорог так или иначе попадает в эту систему», — объяснил Виталий Миронюк.

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

1

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также