
Содержание
«Мы с коллегами ведём видеоканал, и одно время мы пытались рассказывать о том, как мы применяем технологии информационного моделирования. И чем дальше время шло, тем больше мы начали понимать, что этап строительства достаточно мощно отходит в сторону от проблематики информационного моделирования. Поэтому сегодня мы хотим понять, насколько расходятся наши пути и как мы можем сойтись обратно», — Сергей Должников, модератор BIM‑форума, генеральный директор ООО «ЭКСИНКО».
На летнем BIM‑форуме 2024 Сергей Драгомиров, заместитель генерального директора ООО «Межрегиональный институт экспертизы» и аттестованный эксперт Минстроя России по экспертизе проектной документации, рассказал участникам форума о новых правилах формирования и ведения ИМ ОКС в ред. ПП РФ от 17.05.2024 N614 и как ТИМ возвели в букву закона.
По букве закона
«Сразу скажу, что информационная модель и цифровая информационная модель — это не одно и то же. Цифровая информационная модель с позиции нормативно-правовых актов — это составляющая часть информационной модели, ассоциирующая с собой ту или иную часть графической документации», — начал своё выступление Сергей Драгомиров.
Затем он кратко рассказал, кому и на каких этапах проекта нужно формировать ИМ и ЦИМ: о ключевых положениях, которые уже прочно вошли в законодательство.
По словам эксперта, формулировки могут быть достаточно размыты. Например, это касается проведения инженерных изысканий: ответственных за ведение на этом этапе информационной модели обязуют предоставлять данные в «доступной форме», чтобы их можно было использовать в дальнейшем.
Далее он рассказал об этапе архитектурно-строительного проектирования. В законодательстве закреплено, что проектная, рабочая, исполнительная и эксплуатационная документация должна быть представлена в двух формах: привычных текстовых и графических форматах, а также в виде информационной модели. Эти две формы являются разными сущностями. С точки зрения текущего законодательства электронная форма проектной документации и информационная модель рассматриваются как одно и то же, за исключением объектов с государственной тайной, где проектная документация предоставляется в бумажной форме.
Органы государственной и негосударственной экспертизы обязаны запрашивать у заявителя обе формы документации: текстово-графическую часть и информационную модель. При этом во всех других случаях это может быть или текстовая, или графическая форма. А органы строительного государственного надзора должны использовать информационную модель в своей работе. На этапе эксплуатации документация также предоставляется в двух формах.
Постановление № 614
В этом году появилось Постановление Правительства РФ от 17.05.2024 № 614, регламентирующее правила формирования и ведения информационной модели. Ранее, в сентябре 2023 года, вступила в силу окончательная редакция Постановления № 331, описывающая случаи, когда информационная модель формируется и ведется.
«Постановление № 331 отвечает на вопросы: кто формирует и ведет информационную модель, а также когда и в отношении каких объектов капитального строительства. Это могут быть бюджетные объекты, объекты долевого строительства, многоквартирные жилые дома, а также иные объекты, строящиеся по Федеральному закону № 214. [...] Постановление № 614 отвечает на вопросы, как формируется и ведется информационная модель, какие сведения и материалы входят в её состав и какие форматы используются», — пояснил Сергей Драгомиров.
Эксперт также обратил внимание слушателей на то, что все сведения, материалы и документы на всех этапах жизненного цикла, начиная с результатов инженерных изысканий и заканчивая эксплуатацией, должны предоставляться в формате информационной модели с ЦИМ или без неё и передаваться в течение 5 дней после выполнения работ и подписания актов уполномоченными лицами в ГИСОГД соответствующего субъекта РФ. Что может быть весьма трудоёмким процессом в отдельных случаях. При этом информационная модель по некоторым ОКС передавать в ГИСОГД не требуется.
Далее специалист кратко рассказал, на каких этапах жизненного цикла проекта постановление требует или рекомендует предоставлять ИМ и ЦИМ, отметив, что на этапе подготовки проектной документации графическая часть проектной документации обязательно дополняется цифровой моделью местности в объёме, который должен определить Минстрой. Требования к составу и содержанию цифровой модели регулятором пока не определены, что вызвало у спикера сильное недоумение.
Между двух законов
Новое Постановление № 614 вступает в силу с 1 сентября 2024 года, но вопрос о том, как действовать в рамках двух нормативно-правовых актов одновременно и нужно ли формировать ИМ и ЦИМ, уже актуален. Сергей Драгомиров кратко осветил основные стратегии действия для разных видов объектов строительства.
Так, для объектов с привлечением бюджетных инвестиций сегодня актуальны два сценария:
- Если договор на проектные работы заключен в период с 1 января 2022 г. до 1 сентября 2024 г., информационная модель формируется без ЦИМ
- Если договор на проектные работы утвержден после 1 сентября, формируется полная информационная модель совместно с ЦИМ
Для объектов долевого строительства определяющей будет дата задания на инженерные изыскания или проектирование:
- Если задание утверждено до 1 июля 2024 г., а разрешение на строительство планируется получить до 1 января 2025 г. — не требуется формировать даже информационную модель
- Если задание утверждено всё также до 1 июля 2024 г., но разрешение на строительство будет получено до 1 января 2025 г., информационную модель формировать нужно, но без подготовки ЦИМ, так как договор и задание составлены до вступления в силу ПП № 614
- Если задание на инженерные изыскания или проектирование утверждено после 1 сентября 2024 г., формировать нужно как ИМ, так и ЦИМ
Проблемы нового постановления и XML-схемы
Регулятор считает, что информационная модель должна быть в формате XML, но в Постановлении № 614 также есть ссылка на использование альтернативных форматов в тех случаях, когда XML-схемы не утверждены на сайте регулятора. Однако в этой ссылке есть опечатка, которая указывает не на тот пункт, в котором перечисляются альтернативные форматы. В комментарии к этой ошибке Сергей Драгомиров заявил, что он сейчас участвует в подготовке письма в Минстрой для официального подтверждения этой опечатки. Исправить эту опечатку необходимо, так как от неё зависят государственные заказчики, использующие типовую проектную документацию.
Затем эксперт обратил внимание слушателей на недавние обновления XML-схем, которые используют органы ГСН в контрольно-надзорной деятельности при проведении архитектурно-строительного надзора, а также схемы для исполнительной документации, отметив, что российские разработчики ПО не готовы к новым мерам:
«Можете сейчас всех поспрашивать, кто продаёт софт, который реализует формирование XML-документов исполнительной документации: они успели переделать свои решения на формирование этих документов по новым схемам? Я думаю, нет», — задал вопрос аудитории Драгомиров.
Тем не менее есть и положительный опыт в Москве: Департамент градостроительной политики и Государственная Экспертиза города разработали и актуализировали требования к цифровым информационным моделям. Эти требования структурированы и включают описание форматов и составляющих частей цифровой модели объекта капитального строительства. Так, в Москве используется не только формат XML, как в Постановлении № 614, но и другие форматы. По словам Сергея Драгомирова, эти документы могут служить примером для разработки требований регулятора федерального уровня.
Также он отметил, что в Москве разработано 16 новых регламентов по технологии информационного моделирования, которые состоят из трех блоков и пяти основных документов. Основные документы уже доступны для ознакомления. В регламентах прописаны цели и задачи формирования информационной модели, требования к трехмерным и высокополигональным моделям, а также методические рекомендации по адаптации сметных норм.
Заключительное слово
В конце выступления Сергей Драгомиров рассказал о текущей судебной практике, которая показывает, что несоблюдение требований к информационным моделям может привести к серьезным последствиям. Например, отсутствие атрибутивной информации в составе трёхмерной модели стало предметом судебного разбирательства, где исковые требования превысили 7 миллионов рублей.
«Если на федеральном уровне полный разброд и шатание по части нормативно-правовых актов, то вот здесь были проработаны и EIR, и BEP, и нормально сформированы ТИМ-стандарты, по которым должны были работать и взаимодействовать стороны. Но это их не спасло от арбитража. А если мы будем формировать договорные конструкции по документам Минстроя? Делайте выводы сами», — заключил эксперт.
Полное выступление Сергея Драгомирова с освещением всех нюансов нового нормативно-правового документа смотрите на канале BIM‑форума.
Материал подготовлен Ариной Заболотневой
Понравилась статья?
2
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии