Новый модуль Pilot-BIM для управления технической документацией, обмена данными и работы с замечаниями
Компания LMP Project Group выпустила новый модуль для работы в СОД Pilot‑BIM/Pilot‑ICE Enterprise.
Развитие BIM‑технологий в России после ухода западных вендоров представляет свой интерес. В 2022 году было зафиксировано повышение спроса на отечественные системы для информационного моделирования в строительстве. Например, продажи решения «Аскон» Pilot‑BIM выросли на 260%, и теперь заказчики нуждаются в десятках тысяч лицензий.
Директор дивизиона BIM компании «Аскон», Дмитрий Демин, поделился своими мыслями о развитии отрасли в России, отличительных чертах от западной модели, и ближайших планах для отечественных BIM‑технологий.
Мы приводим ключевые моменты интервью. Полный вариант вы можете прочитать по ссылке.
Необходимость на рынке привела к тому, что в конце 2000-х — начале 2010-х начали активно развиваться библиотеки для информационного моделирования объектов строительства в САПР‑решениях. Российские разработчики ПО стали активно заниматься разработкой технологий информационного моделирования именно в 2010-х.
В области САПРовых BIM‑решений, необходимых для разработки, начиная с 2000-х годов появились первые строительные библиотеки, например, в системе «КОМПАС-3D». Эти библиотеки позволяли разрабатывать конкретные объекты строительства, такие как стены, балки, трубопроводы и тому подобное.
В то же время строительные библиотеки были не достаточны для разработки всех разделов объектов капитального строительства, что требовало дальнейшего развития программного обеспечения. В результате, в 2015 году, была выпущена первая российская BIM‑система — Renga, которая активно развивается до сих пор.
Мы можем с уверенностью сказать, что к 2023 году отрасль информационного моделирования развивается очень быстро. Сегодня уже существуют продукты, разработанные отечественными компаниями для импортозамещения, включая нашу компанию «Аскон». Хотя мы не единственные на рынке, мы можем заменить «средние» САПР‑решения отечественными аналогами. Однако «тяжелые» системы, такие как те, что поддерживаются Dassault, Aveva — это то, на что могут нацеливаться отечественные разработчики. На данный момент, я не знаю об отечественных решениях, способных конкурировать на этом уровне. Однако, я уверен, что рано или поздно на рынке появятся и такие решения, потому что есть крупные промышленные компании, необходимым инструментарием для ведения бизнеса которых являются именно такие системы. Компания «Аскон» также заинтересована в развитии в этом направлении.
Безусловно, приказ ПП-331 привнес BIM (или ТИМ) именно в госсектор, где ранее в экспертизе цифровая информационная модель не применялась, или применялась не как обязательное, а, скорее, вспомогательное средство. Муниципальные управления капитального строительства и другие подрядчики также не использовали эту технологию. Но именно государство побудило правительственные организации знакомиться с этой технологией и начинать её использование.
Для нас сегмент муниципальных заказчиков до 2021 года не был коммерчески привлекательным, просто потому, что там использовались довольно устаревшие технологии. Но с появлением ПП-331 в этом сегменте мы заметили рост наших заказчиков, и их число продолжает увеличиваться. Это, безусловно, преимущество появления ПП-331. Мы наблюдаем активное внедрение BIM‑технологий.
Понятно, что когда осваивается что-то новое, всегда могут возникнуть трудности, но мы не сталкивались с глобальным сопротивлением, нежеланием или непониманием. В некоторых случаях с помощью локальных цифровых министерств начали выделяться бюджетные средства на закупку продуктов «Аскон» и других подобных продуктов.
Необходимо уделить внимание выделению бюджетных средств на модернизацию и оптимизацию производства. Эта практика распространена и имеет множество программ, предоставляемых различными министерствами, включая Минпромторг и Минцифру. Однако, стоило бы рассмотреть возможность увеличения количества подобных программ, специально ориентированных на строительные организации и девелопмент в промышленном секторе.
Вспоминая прошлый опыт, в 2017-2018 годах Минпромторг проводил программу, которая касалась проектных институтов и организаций. В рамках этой программы было приобретено N количество лицензий на ПО, 60% из которых были оплачены государством. Цель программы заключалась в модернизации процессов производства документации и отслеживании показателей в течение года: количество проектов увеличилось, расходы на бумагу сократились, а также увеличилось качество и численность штатов. Больше подобных программ не было запущено, однако, стоит рассмотреть возможность их возвращения.
Необходимо рассмотреть возможность введения мер поддержки тех, кто занимается разработкой цифровых информационных моделей. Одним из способов такой поддержки может стать приоритетное рассмотрение их заявок в конкурсах и тендерах.
Увеличение продаж новых лицензий Pilot‑BIM на 260% в 2022 году не означает, что разработка продукта выросла в 2,6 раза. Рост продаж произошел благодаря постепенному улучшению системы Pilot‑BIM. С каждым разом появляются новые задачи и требования от крупных заказчиков на улучшение и доработку системы, а также на расширение ее функциональности и возможностей. В настоящее время Pilot‑BIM представляет собой не только средство для технического документооборота, но и глобальную платформу обмена данными, которая может решать различные задачи.
Необходимо помнить, что плавный рост разработки является ключевым фактором для успеха. Каждый специалист, присоединившийся к команде, должен максимально вовлечься в творческий процесс, что возможно только при полной интеграции в коллектив. Когда новый разработчик приходит в коллектив, его интуиция и знания являются ценным приобретением для команды. Если слишком много новых специалистов присоединяются к команде, это приводит к простою в разработке и негативно сказывается на результативности.
Стандарты — это живые документы, которые постоянно развиваются. Наш стандарт имеет открытые кейсы клиентов, которые использовали его в своей работе. В отличие от аналогичных стандартов западных вендоров, наш стандарт не привязан к какому-либо конкретному программному обеспечению, а основывается на процессах. Это позволяет заказчику оптимизировать и улучшать свое рабочее пространство, используя схемы процессов.
Хотя мы находимся в партнерстве с Pilot‑BIM для среды общих данных и Renga и «Компас» для среды разработки, наш стандарт также может быть применен к другим решениями. На данный момент, стандарт охватывает процессы проектирования и сдачи проекта на экспертизу. В будущем, он будет дополняться появлением исполнительной документации, относящейся к этапу строительства, а также эксплуатационной документации, связанной с эксплуатацией здания или сооружения. Разработка документа будет проходить в ближайшие 3 — 5 лет.
С помощью Pilot‑BIM любая организация может легко автоматизировать процессы, связанные с хранением, согласованием и поиском документации любого типа и формата. Кроме того, наша система позволяет работать с цифровой информационной моделью объекта строительства, состоящей из неограниченного количества частей. Pilot‑BIM работает с большими объемами данных.
Система позволяет проводить аналитическую отчетность, в том числе выделять объемы материалов и ведомости объемов работ на этапе проектирования. Это дает возможность заранее выявить коллизии и опасные пересечения, чтобы в дальнейшем не тратить большие средства на исправления на этапе строительства. Система также обеспечивает команды проектировщиков возможностью одновременного ведения переписки и согласования модели между неограниченным количеством членов команды. В целом Pilot‑BIM — это полноценный инструмент для работы с моделью объекта капитального строительства на этапе проектирования.
Необходимо подчеркнуть, что Pilot‑BIM является максимально интероперабельной системой. Она работает с форматом IFC, что позволяет нашим клиентам использовать Pilot‑BIM даже в случае, если они разрабатывают BIM‑модели с использованием других решений. Формат IFC позволяет передавать данные кому угодно, поддерживая высокую степень совместимости между системами.
Один из интересных кейсов, который освещался в прошлом году в сети, — «Нижний Новгород Pilot‑BIM». Он уникален тем, что в систему было загружено 600 BIM‑объектов, которые являются полноценными зданиями, мостами, дорогами и реками, создающими целый город Нижнего Новгорода.
Дальнейшее развитие программы связано, в первую очередь, с тем, что Pilot‑BIM будет поддерживать системы Linux, что означает выпуск кроссплатформенной версии. Это будет веб-версия Pilot‑BIM, доступная на Linux и Windows.
Вторым глобальным улучшением, над которым компания активно работает, является кластеризация и повышение отказоустойчивости системы. В настоящее время мы используется один сервер, который способен обработать неограниченное количество подключений благодаря технологии Pilot‑BIM. Однако мы понимаем, что есть заказчики, которым нужны тысячи лицензий, и даже десятки тысяч в некоторых случаях. Для этого нужен совершенно иной подход к архитектуре системы. Мы работаем над этим. Наша цель — обеспечить максимально возможное число одновременных пользователей системы, а также достичь высокого уровня её отказоустойчивости.
Несмотря на то, что западные вендоры ушли, многие заранее покупали лицензии на три года и поэтому могут по-прежнему ими пользоваться. Это позволило многим компаниям занять выжидательную позицию. Еще в сентябре говорили о возможном возвращении западных вендоров, но сейчас понятно, что это не произойдёт в ближайшие годы.
Пришло время принимать решения. Очевидно, программные решения должны быть отечественные. Ведь даже, если вернутся западные партнеры, то прежнего доверия к ним уже не будет.
Подписаться на новости