Цифровые кадры для строительства будущего

  • Автор статьи
    Автор статьи Арина Заболотнева
  • 32
  • 6 минут
Цифровая трансформации приносит с собой не только инновационные технологии, но и новые требования к квалификации специалистов в строительной отрасли. Такие сотрудники должны быть не просто рабочими руками, а компетентными профессионалами, способными эффективно использовать современные инструменты и методики.

Содержание

Образование и подготовка кадров становятся ключевыми факторами для успешной реализации амбициозных проектов и поддержания конкурентоспособности в условиях быстро меняющейся экономики. О том, как этот процесс проходит в России, рассказала Марина Петроченко, директор Инженерно‑строительного института Санкт‑Петербургского Политехнического Университета Петра Великого. На летнем BIM‑форуме 2024 она поделилась опытом работы института в области подготовки BIM‑специалистов и описала цели на ближайшее будущее.

Компетенции специалистов будущего

Инженерно‑строительный институт Санкт‑Петербургского Политеха занимает первое место в России по направлению строительства согласно рейтингу RAEX. Это признание было получено благодаря инновационным подходам к обучению и следованию трендов современной строительной отрасли: BIM, искусственный интеллект, аддитивные и роботизированные технологии, модульное строительство и т.д.

«Мы, понимая эти тренды, стараемся готовить специалистов как раз‑таки завтрашнего дня», — подчеркнула Марина Петроченко.

Поэтому портрет выпускника Инженерно‑строительного института и набор его компетенций постоянно меняются, в том числе под влиянием следующих факторов:

  1. Скорость развития технологий

Знания устаревают очень быстро, поэтому в Институте обучают студентов технологиям уже завтрашнего дня.

  1. Разница поколений

Опытные специалисты часто не владеют цифровыми технологиями, тогда как молодые выпускники не имеет профессионального опыта.

  1. Низкий уровень цифровой зрелости компаний

Молодые специалисты часто не могут найти работу в компаниях, соответствующих их уровню подготовки.

  1. Кадровый голод

Нехватка специалистов на рынке труда уже не раз обсуждалась на различных профессиональных мероприятиях.

  1. Необходимость импортозамещения

Сохраняется спрос на зарубежные решения, от которых не все компании готовы отказаться.

Тем не менее Марина Петроченко описала минимальный набор компетенций, которые они стремятся заложить в студентов по своим образовательным программам:

  • Цифровая грамотность
  • Междисциплинарность
  • Владение цифровым инструментарием
  • Навыки работы с инструментами искусственного интеллекта
  • Логическое мышление
  • Soft skills: работа в команде, самоорганизация, стремление к саморазвитию

Образовательные программы

В Санкт‑Петербургском Политехе предлагается два направления обучения: это подготовка в рамках программ высшего образования и подготовка специалистов в рамках программ дополнительного образования.

  • Высшее образование

С 2024 года в России упраздняются программы бакалавриата в рамках отказа от Болонской системы образования. Отечественные вузы вернутся к программам специалитета. Магистратура останется, но будет трансформирована в специализированную программу высшего образования. Инженерно‑строительный институт полностью готов к новым правилам.

  • Дополнительное образование

В дополнение к основным образовательным программам в Инженерно‑строительном институте также предлагаются программы дополнительного профессионального образования (ДПО). По словам Марины Петроченко, в Институте пришли к выводу, что диплома простого диплома с оценками для молодого специалиста будет недостаточно: по нему будущий работодатель не сможет оценить его квалификацию. Кроме того, уже от самих работодателей был сформирован устойчивый запрос на дополнительные компетенции потенциальных сотрудников. Таким образом, было решено, что каждый выпускник также должен обладать индивидуальным цифровым портфолио.

Портфолио включает в себя практический опыт студента: участие в конференциях, олимпиадах, проектный опыт и профессиональные конкурсы. В качестве примера одной из подобных инициатив директор Института привела проект по независимой оценке квалификации молодых специалистов, организованный при участии Павла Балобанова, генеральным директором ПСС ГРАЙТЕК. В рамках проекта была запущена программа сертификации BIM‑специалистов: в итоге два выпускника Инженерно‑строительного института — один по программе специалитета и второй по программе магистратуры прошли сертификацию и получили документ, который станет частью их цифрового портфолио.

Структуры образовательных программ

Новая программа высшего образования в Инженерно‑строительном институте выстроена на основе 4 модулей:

  • Профессиональный модуль строительных дисциплин
  • Модуль цифровых компетенций
  • Модуль развития надпрофессиональных компетенций
  • Модуль развития личностных компетенций

«Мы придерживаемся такой модели образовательной программы, потому что сейчас проекты становятся очень большими и междисциплинарными, команды растут, и специалисты должны уметь ставить задачи друг другу и уметь эти задачи друг от друга принимать», — объяснила Марина Петроченко.

Далее эксперт отметила, что Институт уже третий год участвует в проекте «Цифровые кафедры» в рамках государственной программы «Приоритет 2030». Это позволяет студентам получать дополнительную квалификацию параллельно с первым высшим образованием и компенсировать проблему устаревания знаний, возникающую из‑за длительности его обучения. В рамках проекта «Цифровые кафедры» в институте реализуются две программы: «Программирование для BIM‑платформы» и «Искусственный интеллект в строительстве».

«Здесь я бы хотела акцентировать внимание на том, что мы не учим программистов и дата‑саентистов. Мы учим студентов понимать и разговаривать на одном языке с программистами и с дата‑саентистами, уметь поставить им задачу и принять результаты работ», — акцентировала внимание слушателей эксперт.

Сама же структура программы дополнительного образования включает в себя 5 этапов:

  1. Диагностика компетенций, которая помогает выявить пробелы в знаниях и обучать студентов только тому, что им действительно нужно
  2. Анализ результатов и составление индивидуальной программы обучения
  3. Прохождение студентом обучения по индивидуальной программе
  4. Независимая оценка квалификации от спецалистов вне университета
  5. Включение в Национальный реестр специалистов, благодаря чему работодатели смогут видеть соответствие кандидатов требуемым навыкам в общедоступном источнике

Академический БИМ: как становятся PhD и кому это всё нужно

Читать подробнее

Заключительное слово

Инженерно‑строительный институт Санкт‑Петербургского Политеха сегодня активно работает над подготовкой специалистов для строительства будущего, учитывая текущие и будущие тренды в отрасли, и ставит перед собой задачу не только обучать студентов, но и готовить их к реальной работе на рынке с учётом современных цифровых технологий и требований.

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

3

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также

Новые способы армирования в ADSK‑шаблонах

Новые способы армирования в ADSK‑шаблонах

Почти каждый инженер‑конструктор знает, насколько ADSK‑шаблоны упрощают работу при проектировании арматуры. Однако знаете ли вы, что авторы этих шаблонов не стоят на месте и стремятся развивать свои разработки, добавляя новые методы армирования? Именно об этом мы и расскажем в этой статье.

4 минуты 8
Опыт внедрения 3D‑армирования в Revit в проектном бюро застройщика. Как угодить всем

Опыт внедрения 3D‑армирования в Revit в проектном бюро застройщика. Как угодить всем

Как внедрить технологии 3D‑моделирования в достаточно консервативное проектное бюро? Особенно в отдел конструкторов, который ранее не имел опыта работы с подобными инструментами? Ответы на эти животрепещущие вопросы дал руководитель BIM‑отдела проектного бюро «РЕМАРК» Заур Дауров в рамках июльского BIM‑завтрака.

9 минут 22
Кофе, круассан и арматура: подход «СИЛКО»

Кофе, круассан и арматура: подход «СИЛКО»

Об опыте «СИЛКО» в рамках июльского BIM‑завтрака рассказала Валерия Порывкина — ведущий конструктор и BIM‑координатор бюро, развеяв несколько мифов, с которыми проектировщики столкнулись на своём пути.

6 минут 13