Создание BIM-модели наружного электроснабжения

14

5 минут

Основной темой февральского BIM‑завтрака стало использование ТИМ/BIM в проектах по строительству линейных объектов и объектов транспортной инфраструктуры.

Вторая тема была хорошо освещена одним из докладчиков с точки зрения инструментов, которых специалистам пока ещё не хватает.

Однако в списке объектов транспортной инфраструктуры далеко не один пункт. И успешный опыт моделирования таких объектов уже существует. Например, сетей электроснабжения. Именно об этом в завершение мероприятия и рассказала BIM‑менеджер Ксения Грязнухина из ГК «Самолет».

Определение проблем

По словам Ксении, про электроснабжение часто забывают:

«Если мы рассматриваем сводный план инженерных сетей, то электрика у нас только на четвёртом месте после тепловой сети и сетей НВК. Соответственно, у нас остаётся очень маленький коридор, чтобы проложить электрику».

При этом моделирование электросетей осложнялось разнообразной геометрией кабелей, многоуровневостью их расположения, различием в сечении кабелей в одной траншее и т.д. И, конечно же, необходимостью корректировать модель в будущем — полностью от ошибок не застрахован никто. Поэтому нужно было создать такую модель, которая бы легко поддавалась изменениям.

  • Глазами проектировщика

Определив спектр проблем, BIM‑менеджеры в «Самолете» решили оценить проблему с точки зрения подготовки проектной документации. Были организованы совещания с проектировщиками, после которых менеджеры определили пять основных разделов и объём трудозатрат, который на них уходит:

  1. Расчёты
  2. Пояснительная записка
  3. Плановое положение КЛ/опор ЭН
  4. Сечение траншей
  5. Ведомости с объёмами

В результате анализа было определено, что больше всего ресурсов уходит на планирование кабельных линий и расстановку опор освещения, составление ведомостей и выполнение расчётов.

  • Глазами BIM‑специалиста

Для специалиста по BIM из «Самолета» процесс моделирования электросетей состоял из четырёх блоков:

  1. Создание элементов модели: кабельных линий, трубных блоков и опор освещения
  2. Наполнение элементов соответствующими атрибутами
  3. Автоматизация отдельных процессов с помощью скриптов на C#, Python и ПО Dynamo
  4. Сборка сводной модели в Navisworks и проверка на коллизии

Решение лежало в автоматизации

Получив две точки зрения на процесс создания моделей электросетей, в «Самолете» решили скрестить видение BIM‑специалиста и проектировщика, чтобы найти лучший способ по сокращению трудозатрат.

Первое, на что решили ориентироваться менеджеры, — это формат, в котором на данный момент проектировщики выпускают документацию PDF и DWG. По словам Ксении, было решено сделать так, чтобы эта задача была максимально удобной для исполнения.

Второй фактор, который был принят во внимание: необходимость в сокращении трудозатрат проектировщиков. Ведь известно, что в любой коммерческой компании время — это деньги.

Последнее, что сделали BIM‑менеджеры в рамках объедения двух подходов: составление четкого ТЗ на основе требований проектировщиков. Среди них особенно выделялась пожелание получить «красную кнопку», нажав которую, они бы могли автоматически выпустить документацию, соответствующую всем стандартам.

Ксения Грязнухина подчеркнула, что в «Самолете» активно стремятся к созданию таких «красных кнопок». На данный момент автоматизация в компании реализована в следующих направлениях:

  1. Плагины, автоматизирующие создание элементов модели.

Например, проектировщик может всего лишь одним кликом мыши вывести все виды профилей, которые есть в проекте.

  1. Плагины, автоматизирующие составление ведомостей.

Создаваемые ведомости были динамическими: при изменении элементов в модели данные в ведомости менялись автоматически. В список таких ведомостей попали кабельные журналы, спецификации, ВОР и ведомость опор освещения.

Ксения отдельно отметила, что автоматическое создание ведомостей было реализовано благодаря созданию общей базы данных, не привязанной к конкретному ПО. Такая база в том числе помогает без труда перейти на новый программный комплекс, ведь вся информация уже хранится в одном месте и с легкостью интегрируется в инструмент. Кроме того, базу могут использовать пользователи без навыков программирования.

  1. Автоматизация расчётов.

«После того, как мы автоматизировали плановое положение и ведомости, мы поняли, что примерно 25% от всей проектной документации занимают расчёты,» — рассказала Ксения Грязнухина.

Так, для расчётов напряжения и расчётов освещенности проектировщики «Самолета» используют DIALux. До автоматизации весь процесс занимал до 11 часов: сначала проектировщик расставлял в DIALux опоры освещения, выполнял все расчёты, выгружал все файлы в формате DWG, делал подложку и вручную расставлял каждую опору в Civil 3D.

После интеграции программ проектировщик тратит на расчёты всего около 30 минут: сначала выполняет все необходимые действия в DIALux, а потом заходит в рабочий чертёж в Civil 3D и просто нажимает кнопку скрипта. В результате опоры расставляются автоматически.

Заключительное слово

В заключение Ксения отметила, что кроме настройки интеграции, также были автоматизированы и расчёты потерь напряжения. Ранее проектировщику приходилось вносить все данные по каждой опоре вручную. А при малейших изменениях, например, в длине кабеля или мощности, переделывать всё вручную. Для избавления его от этой утомительной задачи был написан скрипт, который позволяет выводить метки и табличные значения по всем опорам.

Полное выступление Ксении Грязнухиной с примерами внедренных в компании инструментов автоматизации уже можно посмотреть на канале PRO ТИМ!

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

1

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также

Будущее обличье BIM-систем

Предсказывать будущего — дело неблагодарное. Но именно этим нам всем приходится заниматься, делая ставки на технологии, меняющие строительную отрасль.