Создание BIM-модели наружного электроснабжения

  • 204
  • 1
  • 6 минут
Основной темой февральского BIM‑завтрака стало использование ТИМ/BIM в проектах по строительству линейных объектов и объектов транспортной инфраструктуры.

Содержание

Вторая тема была хорошо освещена одним из докладчиков с точки зрения инструментов, которых специалистам пока ещё не хватает.

Однако в списке объектов транспортной инфраструктуры далеко не один пункт. И успешный опыт моделирования таких объектов уже существует. Например, сетей электроснабжения. Именно об этом в завершение мероприятия и рассказала BIM‑менеджер Ксения Грязнухина из ГК «Самолет».

Определение проблем

По словам Ксении, про электроснабжение часто забывают:

«Если мы рассматриваем сводный план инженерных сетей, то электрика у нас только на четвёртом месте после тепловой сети и сетей НВК. Соответственно, у нас остаётся очень маленький коридор, чтобы проложить электрику».

При этом моделирование электросетей осложнялось разнообразной геометрией кабелей, многоуровневостью их расположения, различием в сечении кабелей в одной траншее и т.д. И, конечно же, необходимостью корректировать модель в будущем — полностью от ошибок не застрахован никто. Поэтому нужно было создать такую модель, которая бы легко поддавалась изменениям.

  • Глазами проектировщика

Определив спектр проблем, BIM‑менеджеры в «Самолете» решили оценить проблему с точки зрения подготовки проектной документации. Были организованы совещания с проектировщиками, после которых менеджеры определили пять основных разделов и объём трудозатрат, который на них уходит:

  1. Расчёты
  2. Пояснительная записка
  3. Плановое положение КЛ/опор ЭН
  4. Сечение траншей
  5. Ведомости с объёмами

В результате анализа было определено, что больше всего ресурсов уходит на планирование кабельных линий и расстановку опор освещения, составление ведомостей и выполнение расчётов.

  • Глазами BIM‑специалиста

Для специалиста по BIM из «Самолета» процесс моделирования электросетей состоял из четырёх блоков:

  1. Создание элементов модели: кабельных линий, трубных блоков и опор освещения
  2. Наполнение элементов соответствующими атрибутами
  3. Автоматизация отдельных процессов с помощью скриптов на C#, Python и ПО Dynamo
  4. Сборка сводной модели в Navisworks и проверка на коллизии

Решение лежало в автоматизации

Получив две точки зрения на процесс создания моделей электросетей, в «Самолете» решили скрестить видение BIM‑специалиста и проектировщика, чтобы найти лучший способ по сокращению трудозатрат.

Первое, на что решили ориентироваться менеджеры, — это формат, в котором на данный момент проектировщики выпускают документацию PDF и DWG. По словам Ксении, было решено сделать так, чтобы эта задача была максимально удобной для исполнения.

Второй фактор, который был принят во внимание: необходимость в сокращении трудозатрат проектировщиков. Ведь известно, что в любой коммерческой компании время — это деньги.

Последнее, что сделали BIM‑менеджеры в рамках объедения двух подходов: составление четкого ТЗ на основе требований проектировщиков. Среди них особенно выделялась пожелание получить «красную кнопку», нажав которую, они бы могли автоматически выпустить документацию, соответствующую всем стандартам.

Ксения Грязнухина подчеркнула, что в «Самолете» активно стремятся к созданию таких «красных кнопок». На данный момент автоматизация в компании реализована в следующих направлениях:

  1. Плагины, автоматизирующие создание элементов модели.

Например, проектировщик может всего лишь одним кликом мыши вывести все виды профилей, которые есть в проекте.

  1. Плагины, автоматизирующие составление ведомостей.

Создаваемые ведомости были динамическими: при изменении элементов в модели данные в ведомости менялись автоматически. В список таких ведомостей попали кабельные журналы, спецификации, ВОР и ведомость опор освещения.

Ксения отдельно отметила, что автоматическое создание ведомостей было реализовано благодаря созданию общей базы данных, не привязанной к конкретному ПО. Такая база в том числе помогает без труда перейти на новый программный комплекс, ведь вся информация уже хранится в одном месте и с легкостью интегрируется в инструмент. Кроме того, базу могут использовать пользователи без навыков программирования.

  1. Автоматизация расчётов.

«После того, как мы автоматизировали плановое положение и ведомости, мы поняли, что примерно 25% от всей проектной документации занимают расчёты,» — рассказала Ксения Грязнухина.

Так, для расчётов напряжения и расчётов освещенности проектировщики «Самолета» используют DIALux. До автоматизации весь процесс занимал до 11 часов: сначала проектировщик расставлял в DIALux опоры освещения, выполнял все расчёты, выгружал все файлы в формате DWG, делал подложку и вручную расставлял каждую опору в Civil 3D.

После интеграции программ проектировщик тратит на расчёты всего около 30 минут: сначала выполняет все необходимые действия в DIALux, а потом заходит в рабочий чертёж в Civil 3D и просто нажимает кнопку скрипта. В результате опоры расставляются автоматически.

Заключительное слово

В заключение Ксения отметила, что кроме настройки интеграции, также были автоматизированы и расчёты потерь напряжения. Ранее проектировщику приходилось вносить все данные по каждой опоре вручную. А при малейших изменениях, например, в длине кабеля или мощности, переделывать всё вручную. Для избавления его от этой утомительной задачи был написан скрипт, который позволяет выводить метки и табличные значения по всем опорам.

Полное выступление Ксении Грязнухиной с примерами внедренных в компании инструментов автоматизации уже можно посмотреть на канале PRO ТИМ!

Материал подготовлен Ариной Заболотневой

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

1

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Как сделать своё здание «умным»?

Как сделать своё здание «умным»?

Точно ли вы знаете, что нужно для того, чтобы сделать здание «умным»? Может, нужно создать детальную BIM‑модель или заменить всю электронику? Разбираемся в этой статье.

2 7 минут 7
Информационное моделирование технологических и промышленных установок

Информационное моделирование технологических и промышленных установок

Сегодня информационное моделирование востребовано и развивается в различных отраслях промышленности. Например, в машиностроении и судостроении. Также широко распространяется информационное моделирование объектов гражданского строительства — успешно внедряемая технология ТИМ (ранее BIM). Статья посвящена информационному моделированию промышленных и технологических установок, которое имеет ряд специфических особенностей. Они обусловлены, прежде всего, задачами, решаемыми с использованием информационной модели

2 13 минут 65
«Умный» город и его инфраструктура: что это такое и как всё устроено

«Умный» город и его инфраструктура: что это такое и как всё устроено

Живя в городе, вы, скорее всего, сталкиваетесь с «интеллектуальной» или «умной» инфраструктурой каждый день. Даже сидя дома. Неужели она действительно везде? Разбираемся в этой статье.

1 6 минут 42