«Среда общих данных — это не будущее, а необходимость»: руководитель IT‑проектов Ксения Куковица поделилась опытом внедрения СОД в строительном холдинге

  • 43
  • 6 минут

Грамотное управление данными становится ключевым фактором в успехе любого современного проекта. Помогают в этом цифровые технологии, позволяя автоматизировать процессы, минимизировать ошибки и повысить прозрачность взаимодействия между участниками строительства. Основным программным решением в этой категории является среда общих данных (СОД), давая возможность хранить информацию и обмениваться ею с другими.

Опытом внедрения такой программы поделилась руководитель группы IT‑проектов в ЦДС Ксения Куковица в рамках конференции PRO ТИМ СОД. Она рассказала о практических аспектах внедрения СОД, причинах выбора конкретного программного обеспечения и основных бизнес-процессах, которые удалось автоматизировать.

О компании и предпосылках внедрения

Строительный холдинг ЦДС имеет вертикально интегрированную структуру и предлагает клиентам полный цикл работ: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание и управление объектами недвижимости. Более 25 лет его команда успешно реализует проекты и входит в число лидеров отрасли в Санкт-Петербурге и России.

Автоматизация бизнес-процессов в компании началась более десяти лет назад. Первоначально применялись стандартные программные решения, такие как 1С и AxaptaAxapta (Microsoft Dynamics AX) — программный комплекс для управления предприятием, сейчас известный под именем Dynamics 365., с фокусом на управление: производственными процессами (АБР, КС и пр.) и стройконтролем. Также компания выпускала мобильные приложения для управления строительными работами.

Постепенно стала очевидна необходимость в автоматизации работы проектировщиков. А с началом внедрения BIM (около пяти лет назад) в ЦДС поняли, что им нужно систематизировать хранение данных и организовать рабочие процессы более эффективно.

Выбор СОД и этапы внедрения

Ключевым критерием при поиске программного обеспечения стало удобство интеграции с отечественными и зарубежными САПР (Revit, AutoCAD, Navisworks). В результате выбор пал на Vitro‑CAD, поскольку эта платформа позволила быстро адаптировать систему под нужды компании и развивать её в соответствии с текущими задачами.

Первым этапом внедрения СОД стали разработка структуры хранения и формирование рабочей команды. Было принято решение, что ключевую роль в этом процессе должны играть не только IT‑специалисты, но и проектировщики. Именно они ежедневно работают с моделями и документацией, а потому их вовлечение в процесс внедрения критически важно.

После завершения структурирования СОД началась активная миграция данных. Было перенесено более 12 проектов жилых комплексов, а затем компания приступила к описанию и автоматизации следующих бизнес-процессов:

  • Выпуск документации
  • Обмен информацией между подразделениями
  • Согласование проектных решений

Архитектура хранения данных была проработана на ранних этапах внедрения. Это позволило избежать серьезных затрат на последующие переделки, которые могли бы возникнуть из-за неправильно определенных зон работы.

После наполнения СОД данными в ЦДС перешли к промышленной эксплуатации и дальнейшему развитию площадки.

Скачать презентацию спикера

Преимущества использования СОД

Одной из основных задач при проведении автоматизации стало упрощение взаимодействия с субподрядчиками. Vitro‑CAD позволяет подключать к проекту подрядные организации и даёт им возможность загружать и выгружать файлы с ограниченными правами.

Благодаря этому компания полностью отказалась от передачи проектной документации через электронную почту и другие ненадёжные каналы связи. В договорах с подрядчиками теперь чётко прописано, что вся работа ведется исключительно через СОД.

Помимо этого, была реализована система автоматического анализа BIM‑моделей и поиска коллизий. В зависимости от типа проекта проверка выполнялась либо на этапе выпуска, либо в ходе промежуточных стадий согласования.

Также благодаря использованию СОД в ЦДС отказались от бумажного документооборота, что позволило сэкономить на бумаге и обслуживании оборудования для печати. Автоматизация выпуска документации позволила:

  • Генерировать QR‑коды и печати (факсимильные или ЭЦП)
  • Создать централизованное хранилище документов
  • Избавиться от ошибок при использовании устаревших версий чертежей

По подсчётам специалистов холдинга, ежемесячная экономия на печати документов составляет порядка 1,5 миллиона рублей.

1,5 млн рублей ежемесячно
удалось сэкономить с помощью СОД

Дополнительные возможности и перспективы развития

IT‑команда Ксении Куковицы активно развивает собственные цифровые продукты, например систему «МонСтр» для строительного контроля. Интеграция с Vitro‑CAD позволила автоматически передавать в программу актуальные версии документации, а также разрабатывать поквартирные планы совместно со специалистами Политехнического университета Петра Великого.

В будущем эксперты ЦДС планируют развивать инструменты дополненной реальности. Инженеры строительных площадок уже получили возможность запрашивать 360-градусные фото и снимки цифровых моделей, что позволяет проверять соответствие проектных решений реальному строительному процессу.

Кроме того, для автоматизации работы BIM‑координаторов был разработан робот, который самостоятельно выгружает BIM‑модели в Vitro‑CAD, исключая необходимость выполнения этой рутинной задачи вручную.

Также компания приняла решение о переходе на новую версию платформы — Vitro MP, работающую в том числе на базе Linux и обладающую расширенными возможностями интеграции.

«Мы решили перейти на обновленную версию, потому что она более актуальная, в ней более удобный API и, в целом, интерфейс приятнее», — подчеркнула эксперт.

Остались вопросы?

Запросить консультацию у эксперта

Заключение

Внедрение среды общих данных стало важным шагом на пути цифровой трансформации строительного холдинга. Автоматизация процессов обмена данными позволила повысить прозрачность работы, оптимизировать задачи, сэкономить миллионы бюджета и избавиться от ошибок, связанных с использованием устаревших версий документов.

«Среда общих данных — это не будущее, а необходимость для современных девелоперских компаний, которые хотят оставаться конкурентоспособными в эпоху цифровизации строительства», — заключила Ксения Куковица.

Напомним, PRO ТИМ СОД прошла в Москве 27 марта. Мероприятие объединило ведущих специалистов в сфере организации и управления данными в строительных проектах.

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

3

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Работа с данными в BIM: почему это не опция, а необходимость

Работа с данными в BIM: почему это не опция, а необходимость

Можно долго спорить об основах проекта, но нельзя отрицать очевидное: если неправильно управлять создаваемыми в нём данными — всё потерпит крах. Как будет правильно? Узнайте из нашей статьи с советами от опытного BIM‑менеджера.

5 минут 19 1
«ЦИМ в СОД нужна»: ТИМ‑консультант Геннадий Купоров рассказал о пользе цифровой информационной модели

«ЦИМ в СОД нужна»: ТИМ‑консультант Геннадий Купоров рассказал о пользе цифровой информационной модели

27 марта в Москве прошло мероприятие для экспертов в области управления данными — PRO ТИМ CОД. Основная сессия докладов началась со спорной для некоторых экспертов темы — зачем в среду общих данных вносить ЦИМ?

6 минут 30 1
Как 3D-печать и BIM работают вместе на будущее строительства

Как 3D-печать и BIM работают вместе на будущее строительства

Основной инновацией в строительстве сейчас считается BIM, однако вместе с ним уже давно используются и другие концепции. Сегодня рассмотрим, как его интегрировали с цифровым производством и аддитивными технологиями.

7 минут 27
Краткое руководство по профессии BIM‑координатора

Краткое руководство по профессии BIM‑координатора

Внедрение BIM — непростая задача, для которой нужны не только правильные инструменты, но и грамотные специалисты. В этой статье расскажем про BIM‑координатора, человека, который собирает всё воедино.

4 минуты 31