
Грамотное управление данными становится ключевым фактором в успехе любого современного проекта. Помогают в этом цифровые технологии, позволяя автоматизировать процессы, минимизировать ошибки и повысить прозрачность взаимодействия между участниками строительства. Основным программным решением в этой категории является среда общих данных (СОД), давая возможность хранить информацию и обмениваться ею с другими.
Опытом внедрения такой программы поделилась руководитель группы IT‑проектов в ЦДС Ксения Куковица в рамках конференции PRO ТИМ СОД. Она рассказала о практических аспектах внедрения СОД, причинах выбора конкретного программного обеспечения и основных бизнес-процессах, которые удалось автоматизировать.
О компании и предпосылках внедрения
Строительный холдинг ЦДС имеет вертикально интегрированную структуру и предлагает клиентам полный цикл работ: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, гарантийное обслуживание и управление объектами недвижимости. Более 25 лет его команда успешно реализует проекты и входит в число лидеров отрасли в Санкт-Петербурге и России.
Автоматизация бизнес-процессов в компании началась более десяти лет назад. Первоначально применялись стандартные программные решения, такие как 1С и AxaptaAxapta (Microsoft Dynamics AX) — программный комплекс для управления предприятием, сейчас известный под именем Dynamics 365., с фокусом на управление: производственными процессами (АБР, КС и пр.) и стройконтролем. Также компания выпускала мобильные приложения для управления строительными работами.
Постепенно стала очевидна необходимость в автоматизации работы проектировщиков. А с началом внедрения BIM (около пяти лет назад) в ЦДС поняли, что им нужно систематизировать хранение данных и организовать рабочие процессы более эффективно.
Выбор СОД и этапы внедрения
Ключевым критерием при поиске программного обеспечения стало удобство интеграции с отечественными и зарубежными САПР (Revit, AutoCAD, Navisworks). В результате выбор пал на Vitro‑CAD, поскольку эта платформа позволила быстро адаптировать систему под нужды компании и развивать её в соответствии с текущими задачами.
Первым этапом внедрения СОД стали разработка структуры хранения и формирование рабочей команды. Было принято решение, что ключевую роль в этом процессе должны играть не только IT‑специалисты, но и проектировщики. Именно они ежедневно работают с моделями и документацией, а потому их вовлечение в процесс внедрения критически важно.
После завершения структурирования СОД началась активная миграция данных. Было перенесено более 12 проектов жилых комплексов, а затем компания приступила к описанию и автоматизации следующих бизнес-процессов:
- Выпуск документации
- Обмен информацией между подразделениями
- Согласование проектных решений
Архитектура хранения данных была проработана на ранних этапах внедрения. Это позволило избежать серьезных затрат на последующие переделки, которые могли бы возникнуть из-за неправильно определенных зон работы.
После наполнения СОД данными в ЦДС перешли к промышленной эксплуатации и дальнейшему развитию площадки.
Преимущества использования СОД
Одной из основных задач при проведении автоматизации стало упрощение взаимодействия с субподрядчиками. Vitro‑CAD позволяет подключать к проекту подрядные организации и даёт им возможность загружать и выгружать файлы с ограниченными правами.
Благодаря этому компания полностью отказалась от передачи проектной документации через электронную почту и другие ненадёжные каналы связи. В договорах с подрядчиками теперь чётко прописано, что вся работа ведется исключительно через СОД.
Помимо этого, была реализована система автоматического анализа BIM‑моделей и поиска коллизий. В зависимости от типа проекта проверка выполнялась либо на этапе выпуска, либо в ходе промежуточных стадий согласования.
Также благодаря использованию СОД в ЦДС отказались от бумажного документооборота, что позволило сэкономить на бумаге и обслуживании оборудования для печати. Автоматизация выпуска документации позволила:
- Генерировать QR‑коды и печати (факсимильные или ЭЦП)
- Создать централизованное хранилище документов
- Избавиться от ошибок при использовании устаревших версий чертежей
По подсчётам специалистов холдинга, ежемесячная экономия на печати документов составляет порядка 1,5 миллиона рублей.
1,5 млн рублей ежемесячно
удалось сэкономить с помощью СОД
Дополнительные возможности и перспективы развития
IT‑команда Ксении Куковицы активно развивает собственные цифровые продукты, например систему «МонСтр» для строительного контроля. Интеграция с Vitro‑CAD позволила автоматически передавать в программу актуальные версии документации, а также разрабатывать поквартирные планы совместно со специалистами Политехнического университета Петра Великого.
В будущем эксперты ЦДС планируют развивать инструменты дополненной реальности. Инженеры строительных площадок уже получили возможность запрашивать 360-градусные фото и снимки цифровых моделей, что позволяет проверять соответствие проектных решений реальному строительному процессу.
Кроме того, для автоматизации работы BIM‑координаторов был разработан робот, который самостоятельно выгружает BIM‑модели в Vitro‑CAD, исключая необходимость выполнения этой рутинной задачи вручную.
Также компания приняла решение о переходе на новую версию платформы — Vitro MP, работающую в том числе на базе Linux и обладающую расширенными возможностями интеграции.
«Мы решили перейти на обновленную версию, потому что она более актуальная, в ней более удобный API и, в целом, интерфейс приятнее», — подчеркнула эксперт.
Остались вопросы?
Запросить консультацию у эксперта
Заключение
Внедрение среды общих данных стало важным шагом на пути цифровой трансформации строительного холдинга. Автоматизация процессов обмена данными позволила повысить прозрачность работы, оптимизировать задачи, сэкономить миллионы бюджета и избавиться от ошибок, связанных с использованием устаревших версий документов.
«Среда общих данных — это не будущее, а необходимость для современных девелоперских компаний, которые хотят оставаться конкурентоспособными в эпоху цифровизации строительства», — заключила Ксения Куковица.
Напомним, PRO ТИМ СОД прошла в Москве 27 марта. Мероприятие объединило ведущих специалистов в сфере организации и управления данными в строительных проектах.
Понравилась статья?
3
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии