Содержание
«Российское программное обеспечение — это моё must have», — как часто вы слышите такое признание от BIM‑менеджеров или специалистов? Скорее всего, нечасто. Между тем именно такое заявление в начале своего выступления на февральском BIM‑завтраке сделал Купоров Геннадий, BIM‑менеджер и амбассадор российских разработчиков программного обеспечения для строительства.
В своём докладе он рассказал о предоставленном сегодня на рынке российском ПО, объяснил, из чего состоит ЦИМ автодороги, и показал пример разработки модели в российской САПР.
Виды программ
Перед тем как затронуть основную тему, Геннадий кратко напомнил о том, как понятие ЦИМ определяет СП 333.1325800.2020, отметив главное — это трёхмерная модель с геометрическими данными и атрибутивной информацией. В отличие от простой визуализации для заказчиков, где есть только 3D-модель.
В категории программного обеспечения эксперт выделил два раздела:
- ПО для создания ЦИМ
Системы автоматизированного проектирования (САПР). Основные российские продукты с уклоном в автодорожную специфику в этой категории: ТОПОМАТИК Robur, IndorCAD, ТИМ КРЕДО.
Отдельно Геннадий отметил важные особенности российских САПР. Так как изначально системы были сформированы в попытке автоматизировать проектирование согласно ручным методам, то есть проектированию плана и продольного и поперечного профилей, расчёт объемов работ происходит на основе поперечных профилей. И в итоге данные по объёмам, полученные из ЦИМ, могут не совпадать с данными из ведомостей.
- ПО для использования ЦИМ
Здесь можно выделить три подкатегории ПО: для формирования сводной модели (S-Info, Pilot-BIM, Ингипро, CadLib), для анализа элементов модели (Larix.Manager, Tangl Control, IYNO), сметное (Larix.EST, SmetaWIZARD) и для построения графиков строительства (Plan-R, 7D Modeler).
О составе ЦИМ автодороги
Геннадий Купоров разделил виды элементов в рамках ЦИМ автодороги также на две категории:
- Модели по результатам инженерных изысканий
Требования к таким моделям отличаются в зависимости от отделения государственной экспертизы. При этом в описании требований часто не уточняется, что именно должно содержаться в определённой категории модели.
- Проектные модели
Как и проектная документация, модели этой категории разделяются по видам сооружений.
Разработка элементов модели в российской САПР
В качестве примера для разработки ЦИМ автодороги Геннадий привёл программный комплекс Топоматик Robur.
Эксперт рассказал, как библиотеки точечных, линейных и площадных условных знаков позволяют оформлять топографические планы и подготавливать цифровую модель ситуации (ЦМС) со всей атрибутивной информацией. А также о библиотеках 3D-моделей, в которую можно загрузить типовые решения или модели из других САПР (например, модель эстакады из Renga) и работать с ними дальше в рамках всей ЦИМ.
Кроме исходных цифровых моделей, в проекте также есть ведомости и чертежи, выступающие, по словам эксперта, как факт выполнения работ. Все ведомости, чертежи и любые дополнительные материалы, полученные внутри Robur, автоматически включаются в структуру проекта.
Геннадий Купоров также с сожалением отметил, что специфичные для линейных объектов данные вроде продольного профиля автодороги, пока что не сохраняются в формате .IFC. Поэтому в Robur используется собственный формат .SMDX, представляющий собой zip-архив, который с лёгкостью можно передать заказчику на анализ или другой компании для использования в качестве исходных данных.
Переходите на канал PRO ТИМ и смотрите полное выступление эксперта, чтобы увидеть примеры созданных его командой моделей и структур проектов.
Как угнаться за требованиями госэкспертиз
Под конец выступления эксперт рассказал, как отличаются требования в разных отделениях государственных экспертиз, и дал советы о том, как же привести ЦИМ к соответствию со всеми нормами.
Для этого он порекомендовал освоить разработку скриптов на языке Python, с помощью которых можно будет быстро добавить шапки с описанием проекта, изменить IFC-классы или расширить наполнение 3D-библиотеки ещё на этапе её формирования.
Что в итоге?
В заключение Геннадий Купоров сделал несколько выводов:
- Российские САПР для создания современной цифровой информационной модели автодороги есть
- Нормативная база пока находится в зачаточном состоянии
- Количество объектов с применение ТИМ при этом увеличивается
Наконец он призвал коллег в области строительства линейных объектов активнее сотрудничать между собой и проводить больше мероприятий по обмену профессиональными успехами.
Материал подготовлен Ариной Заболотневой
Понравилась статья?
1
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии