
На основе материала «Airport Development with BIM: The Future of Smarter Aviation Infrastructure» от United BIM
Содержание
Компании по строительству и реконструкции аэропортов стали всё больше опираться на BIM‑технологии, что не удивительно: сложность конструкции таких объектов постоянно растёт. Создание цифровых 3D‑моделей, поддерживающих режимы совместной работы и обновление данных в режиме реального времени, становится решающим фактором для реализации крупномасштабных воздушных гаваней.
В этой статье мы подробнее разберёмся, как технологии информационного моделирования помогают преобразовать их в современные безопасные и экологичные пространства. В качестве примера будут рассмотрены несколько международных авиаузлов на этапах проектирования, строительства и эксплуатации.
Как BIM модернизирует строительство аэропортов?
Технологии информационного моделирования быстро стали важным инструментом при строительстве и реконструкции аэропортов. Из-за масштабности и сложности их конструкции, для соблюдения всех стандартов требуются самые передовые технологии. BIM позволяет интегрировать информацию в единую цифровую среду на любом этапе их жизненного цикла, а также помогает:
- Координировать модель
С помощью BIM‑инструментов можно объединить элементы инфраструктуры аэропорта в единый 3D‑объект и обеспечить к нему общий доступ для всех участников проекта. Также в этот функционал входит поиск коллизий между системами ОВиК и электрическими сетями ещё до начала строительства. Это помогает избавляться от дорогостоящих задержек.
- Сократить ошибки
Технологии информационного моделирования позволяют смоделировать весь процесс строительства аэропорта и выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях, такие как недочёты в дизайне или риски для безопасности людей. Такой упреждающий подход повышает эффективность проекта и позволяет сдать его в эксплуатацию вовремя.
- Визуализировать проект
3D‑модели обеспечивают комплексное представление всего проекта аэропорта, позволяя заинтересованным сторонам легко понять сложные конструкции, обеспечить соответствие нормативным требованиям и контролировать ход работ. Такое визуальное представление служит мощным инструментом коммуникации, способствуя лучшему сотрудничеству и принятию решений на протяжении всего процесса строительства. Кроме того, интеграция систем безопасности позволяет заинтересованным сторонам с самого начала оценить и оптимизировать операции по обеспечению безопасности.
- Соблюдать ESG‑идеи
Проектировщики аэропортов опираются на передовые инструменты BIM для моделирования энергопотребления, грамотного использования строительных материалов и сокращения отходов. Современные технологии помогают соблюдать принципы устойчивого развития через оценку жизненного цикла проекта, обеспечивая экономию средств при эксплуатации.
- Эффективно управлять периодом эксплуатации
Информационное моделирование имеет значение и в обслуживании аэропортов. Оно позволяет контролировать работу систем и планировать профилактические работы, обеспечивая бесперебойную работу на протяжении всего этапа эксплуатации.
Можно много рассуждать о пользе инноваций в строительстве, но узнавать о реальном их применении намного интереснее. О том, как BIM использовался в российском проекте по созданию аэропорта, рассказали в другой статье.
Ключевые технические преимущества
Помимо распространённых выгод, которые мы описали ранее, технологии информационного моделирования приносят и специфические для аэропортов плюсы:
- Безопасность и управление рисками
BIM‑инструменты с датчиками IoT (интернет вещей) позволяют мониторить строительство в режиме реального времени, предупреждая рабочих о потенциальных опасностях. Они помогают предотвращать несчастные случаи и сокращать время простоя работ.
- Проектирование систем безопасности
Отдельно стоит выделить интеграцию систем безопасности при проектировании и строительстве аэропорта, которые включают видеонаблюдение, оборудование для сканирования багажа и меры по контролю доступа к различным секциям здания. Благодаря 3D‑визуализации проектировщики могут точно разместить и скоординировать работу этого оборудования.
- Оптимизация пассажирских потоков
Пассажиропоток оптимизируется путем моделирования движения толпы и выявления потенциальных мест скопления людей в аэропорту. Это позволяет проектировать такие помещения терминалов, которые будут способствовать плавным переходам, минимизировать узкие места и повышать общий комфорт. Визуализация поведения пассажиров позволяет стратегически правильно разместить удобства, места для сидения и пункты контроля безопасности, что увеличивает удовлетворенность пассажиров.
- Устойчивое развитие и «зелёные» сертификаты
Достичь целей устойчивого развития помогают инструменты по моделированию энергопотребления, а также использование экологичных материалов при строительстве. Благодаря такому подходу при строительстве используются только безопасные для окружающей среды методы, а девелоперы создают «зелёные» здания, отвечающие требованиям таких сертификатов, как LEEDОт англ. Leadership in Energy and Environmental Design — руководство по энергоэффективному и экологическому проектированию, добровольная система сертификации зданий, разработана в Америке в 1998 году для оценки энергоэффективности и экологичности проектов устойчивого развития..
- Техническое обслуживание и управление объектами
После завершения строительства 3D‑модель превращается в полезный инструмент для отслеживания работы систем, оборудования и инфраструктуры аэропорта. Благодаря IoT‑датчикам можно анализировать производительность терминалов в реальном времени и прогнозировать необходимость технического обслуживания, что помогает продлить срок службы объектов. Такой упреждающий подход гарантирует, что все системы будут работать без неожиданных сбоев.
- AR и VR для визуализации
BIM‑инструменты интегрируются с технологиями дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) с целью создать высокодетализированные визуализации цифровых пространств. Это улучшает коммуникацию, принятие решений и сотрудничество между стейкхолдерами, обеспечивая более чёткое понимание сложных проектов до начала строительства.
- Цифровые двойники
Благодаря сочетанию BIM с технологией интернета вещей проектировщики могут создавать цифровые копии инфраструктуры аэропорта, которые будут отображать его состояние в режиме реального времени. Digital twins позволяют проводить непрерывный мониторинг, анализ и оптимизацию работы аэропорта, повышая продуктивность и помогая в проактивном обслуживании зданий.
Ранее мы писали про интеграцию в структуру аэропортов другой популярной технологии — искусственного интеллекта. Про системы распознавания лиц, бесконтактные устройства и пр. читайте в другом материале.
Реальные BIM‑кейсы
Мы много говорили про влияние инновационных технологий на жизненный цикл аэровокзалов, давайте же теперь рассмотрим несколько случаев их применения.
- Международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди (JFK), расширение терминала 5
BIM использовался для визуализации проекта, определения последовательности строительства и операционного моделирования. В конечно итоге планируется увеличить пассажиропоток и пропускную способность терминала, при этом уложившись в бюджет и снизив риск задержек рейсов.
- Sheltair Aviation, штат Флорида
Технология применялась для создания и бесшовной интеграции архитектурных элементов, структурного анализа и координации инженерных систем.
В результате была повышена точность проекта, минимизированы конфликты при проектировании и налажено сотрудничество между командами, что помогло вовремя сдать объект в эксплуатацию.
- Международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX), расширение терминала Тома Брэдли
За счёт инструментов по визуализации инженерных систем координировать все элементы 3D‑модели было намного проще.
Также удалось свести к минимуму переделки, повысить эффективность рабочих процессов, оптимизировать пассажиропоток и улучшить пропускную способность терминала. Модернизация здания была завершена в срок и в рамках бюджета.
- Международный аэропорт Сан-Франциско (SFO), реконструкция терминала 1
BIM использовали для обнаружения коллизий, составления графика работ и оценки их стоимости. Со временем различные строительные бригады стали налаживать общение между собой, а оборот материалов и ресурсов был оптимизирован.
Работы по реконструкции были завершены раньше срока со значительной экономией бюджета. Узкие места в работе терминала почти исчезли и пассажирам стало комфортнее им пользоваться.
- Международный аэропорт Денвера (DEN), реконструкция южного терминала
Инструменты информационного моделирования помогали в координации систем на этапе проектирования, составлении графиков и разрешении конфликтов.
Это повысило эффективность работы и позволило принимать обоснованные решения по интеграции различных систем в режиме реального времени. В конечном счёте проект был сдан раньше срока и с меньшими денежными затратами.
Выводы
На сегодняшний день информационное моделирование играет важнейшую роль в строительстве аэропортов на всех этапах их жизненного цикла. Его передовые инструменты позволяют создавать более интеллектуальные и экологичные авиаузлы, а также делают их безопасными. Интеграция BIM в строительство аэропортов — это не просто тренд. Она необходима для успешной модернизации объектов, оптимизации ежедневных операций и обеспечения успешной долгосрочной эксплуатации.
Понравилась статья?
2
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии