Минтранс Кировской области. Внедрение цифровых инструментов в АО «Вятавтодор» и АО «Чимбулатский карьер»

  • 128
  • 13 минут
Запросить консультацию
В последние годы цифровизация стала неотъемлемой частью развития различных секторов экономики, в том числе и для предприятий дорожной отрасли. Внедрение цифровой среды в строительстве позволяет повысить точность планирования, сохранять темпы строительства и управлять проектами в рамках заложенных смет и сроков.

Содержание

В этом направлении идут многие регионы и организации, некоторые из них могут задавать и определять тренды. Сегодня у нас есть возможность посмотреть на цифровую трансформацию на примере компаний АО «Вятавтодор» и АО «Чимбулатский карьер», находящихся в ведении Минтранса Кировской области, которые начали переход в начале 2023 года. Инициатором внедрения цифровой среды стал губернатор Кировской области Александр Соколов.

Далее в статье мы рассмотрим все детали этого процесса с точки зрения его инициатора и руководителей обеих компаний, узнаем о ключевых вызовах, с которыми они столкнулись, о текущем состоянии проектов внедрения, а также об используемых ими программных продуктах.

Предпосылки к внедрению цифровой среды

Для каждой отдельной компании первопричиной для перехода на цифровые инструменты планирования и управления могут стать разные факторы. Так, по инициативе губернатора Кировской области Александра Соколова Заместитель Председателя Правительства Алексей Жердев совместно с Министром транспорта Алексеем Петряковым приступили к модернизации устаревшей системы планирования, которая не давала должного уровня точности для выполнения строительных объектов федерального масштаба. До 2023 года в основу бизнес-планирования ложились показатели предыдущих лет и отсутствовала привязка к реальным показателям. После внедрения цифровых инструментов для ресурсного планирования перспектива реализации проектов стала понятной и прозрачной, и у компаний появилась возможность экономить ресурсы.

Выбор программных продуктов основывался на необходимости получить быстрый и качественный результат в условиях высокой загруженности компаний: АО «Вятавтодор» занимает 80% рынка региона по поддержанию эксплуатации автодорог, а также вовлечено в их реконструкцию и строительство. АО «Чимбулатский карьер», в свою очередь, является крупнейшим производителем щебня, 30% которого поставляется напрямую АО «Вятавтодор».

«Когда я вступил в должность министра транспорта Кировской области, одной из ключевых поставленных передо мной задач было повышение эффективности деятельности компаний АО «Вятавтодор» и АО «Чимбулатский карьер», собственником которых является Кировская область, — рассказал министр. — Опираясь на свой управленческий опыт в дорожной отрасли, решил, что для реализации поставленной задачи, прежде всего, необходима организация качественного процесса планирования, позволяющего обеспечить прозрачное формирование бизнес-планов бюджетов и создание на этой основе системы контроля за деятельностью компании. На совете директоров акционерных обществ перед предприятиями были поставлены задачи исследовать рынок программных продуктов, способных решить эти прикладные задачи».

Узнайте больше на бесплатном семинаре.

Зарегистрироваться

В итоге менеджерами компаний был предложен вариант с использованием нескольких программных продуктов, так называемых интегрируемых сервисов. Один из них предназначался для формирования производственных планов в виде графиков производства работ, бюджетов доходов и расходов (БДР) и бюджетов движения денежных средств (БДДС) на основе ресурсного планирования и формирования собственного справочника норм расходования ресурсов по видам работ. Второй представлял собой сервис по учёту работы и анализу эффективности работы техники, а третий — BI-платформу для визуализации данных в любом виде на любых видах гаджетов (смартфоны, планшеты, компьютеры).

Запуск этих сервисов предусматривался поэтапно, с последующим объединением в единое информационное пространство. После исследования рынка совет директоров остановился на следующих сервисах:

  • АИС Стройка ПРОФ для ресурсного планирования. Программный продукт состоит в Едином реестре российского ПО для ЭВМ и БД и рекомендован к применению в строительной отрасли
  • Fort Monitor в качестве системы для контроля автотранспорта и стационарных объектов
  • FineBI для визуализации данных из систем АИС Стройка ПРОФ и Fort Monitor в виде дашбордов

Применение именно интегрируемых сервисов обеспечило оптимальную цену как самих программных продуктов, так и процесса внедрения, и дало возможность поэтапно запускать сервисы, не перегружая персонал компаний.

«При выборе программных продуктов одно из условий, которые мы ставили перед разработчиками, заключалось в наличии в их команде специалистов, имеющих опыт не только во внедрении программных продуктов, но и непосредственно в управлении компаниями в дорожной отрасли. Такое требование к разработчикам оправдало себя в дальнейшем при реализации проектов», — добавил Алексей Петряков.

Дорожная карта по внедрению новых цифровых решений

Михаил Федяев, управляющий партнёр компании-разработчика системы ресурсного планирования АИС Стройка ПРОФ, ставшей основным инструментом в достижении поставленных целей по цифровизации, рассказал о стратегии внедрения их продукта в компаниях «Вятавтодор» и «Чимбулатский карьер», а также о состоянии проекта внедрения на данный момент.

Стратегия внедрения, или дорожная карта, состоит из 4 элементов.

  1. Начать с одного филиала и масштабировать систему по всей структуре АО «Вятавтодор».

Заключается в применении опыта внедрения АИС Стройка в одном из филиалов АО «Вятавтодор» на всех остальных. Этот процесс начинается с заполнения «Матрицы ответственности», документа, который перечисляет, какие именно действия и функции в системе должен выполнять каждый отдельный специалист. Документ составлен самими разработчиками системы АИС Стройка — Инжиниринговым бюро УСБ.

«Матрица ответственности» даёт возможность быстро выстроить бизнес-процессы в компании. Мы хорошо знаем функционал нашей системы, а также что в компании есть планировщик, экономист, администратор системы, логисты, которые отвечают за поставку и формирование стоимости материала. В общем, люди с разным функционалом. И чтобы выстроить бизнес-процессы, мы этот функционал закрепляем в нашей системе», — объяснил Михаил Федяев.

  1. Обучить сотрудников АО «Вятавтодор» навыкам работы в АИС Стройка.

В каждом филиале компании «Вятавтодор» обучение проходят как минимум 2 специалиста. После завершения курса они совместно со специалистом Инжинирингового бюро УСБ начинают выстраивать процесс планирования.

  1. Создание ресурсных моделей по значимым строительным объектам АО «Вятавтодор» с помощью АИС Стройка.

Рассматривается два варианта создания таких моделей.

В первом варианте работа возлагается на плечи совместной команды специалистов АО «Вятавтодор» и специалистов компании-разработчика системы АИС Стройка — Инжинирингового бюро УСБ. Преимущества данного подхода заключаются в детальном погружении в процесс команды АО «Вятавтодор».

Во втором варианте ресурсные модели создавались бы только силами команды специалистов из Инжинирингового бюро. В таком случае процесс создания моделей проходит быстрее, качественнее, и руководители компании-заказчика получают независимую оценку своих бизнес-процессов со стороны.

АО «Вятавтодор» был выбран первый вариант.

  1. Адаптация норм для производственного планирования.

В ходе адаптации происходит переработка норм расходования ресурсов, созданных на основе ГЭСН, с учетом производительности и ресурсов филиалов АО «Вятавтодор» и создание Корпоративного справочника норм расходования ресурсов компании.

«Мы сейчас находимся в состоянии масштабирования ресурса по филиалам, — прокомментировал Михаил Федяев. — С каждым филиалом работаем отдельно. В марте два или три филиала уже должны перейти на самостоятельную работу и начнут вести всё своё планирование в системе. И затем формировать в рамках своего филиала календарный план работ на месяц, на квартал или на год».

Текущее состояние проектов внедрения с точки зрения руководителей компаний «Вятавтодор» и «Чимбулатский карьер»

Руководители компаний, в которых происходят изменения, также поделились своей точкой зрения на текущее состояние проектов внедрения цифровой среды в их организациях. Так, генеральный директор АО «Вятавтодор» Алексей Владимирович Вепрев прокомментировал:

«На сегодня мы находимся в активной фазе внедрения производственного и ресурсного планирования, с формированием бюджетов доходов и расходов (БДР) и бюджетов движения денежных средств (БДДС). Работы ведутся по утвержденной дорожной карте. Поэтапно внедряем программные продукты в каждом филиале компании.

В марте-апреле часть филиалов уже перейдёт на самостоятельный режим работ, без участия интегратора. Уже имеем возможность формировать управленческую отчетность по этим филиалам, календарные графики, потребность в ресурсах, БДР и БДДС на месяц, квартал или год, и вести план-фактный анализ как отдельного проекта филиала, так и по портфелю проектов. В четвертом квартале будем видеть уже всю компанию в целом и в разрезе каждого филиала.

Также планируем перенести всю управленческую отчетность на цифровые дашборды. Это даст возможность получать информацию об эффективности использования техники, план-фактный анализ экономических показателей проекта и компании в целом и много другой информации в режиме онлайн, чтобы принимать более качественные управленческие решения. Собственнику, в лице Минтранса Кировской области, также будет предоставлен доступ к дашбордам. Таким образом мы обеспечим отчетность перед советом директоров акционерного общества также в режиме онлайн. Перечень показателей для визуализации на дашбордах уже определён и согласован, и будет оформляться по мере возможности формирования данных для расчета показателей».

Со стороны АО «Чимбулатский карьер» комментарий дал заместитель генерального директора по логистике и сбыту Сергей Владимирович Ванеев:

«Мы работаем с сервисом АИС Стройка ПРОФ. В программный продукт занесены, на сегодняшний день, плановые показатели бизнес-планов на 2023-2024 годы, внесены фактические данные по производству и реализации на 2023 год. Также выстроен бизнес-процесс по сбору факта по всему процессу: от карьера и переработки до продажи.

Во второй половине года планируется автоматизация загрузки данных в программный продукт, что упростит работу персонала. В марте-апреле все данные управленческой отчетности будут визуализированы на BI-платформе в виде дашбордов, что позволит генеральному директору и собственнику акционерного общества в лице Минтранса увидеть информацию об объёмах производства, реализации экономических показателей компании в режиме онлайн.

АИС Стройка ПРОФ — эффективный инструмент ресурсного планирования и управления себестоимостью, но предназначен больше для строительных организаций. У нас есть договорённость с разработчиками, что по итогу данного проекта мы сформулируем свои дополнительные требования к программному продукту, а разработчик выпустит версию для карьерного бизнеса.

Что касается выбора программного продукта, то он был обусловлен экономически. Так как у нас тесные деловые связи с АО «Вятавтодор», нам было предложено протестировать выбранное ими решение. После тестирования нашими специалистами мы сделали заключение, что программный продукт достаточно гибкий и может быть настроен под наши процессы. И разработчик идёт нам на встречу и готов доработать продукт под реалии бизнеса по добыче ископаемых».

По словам Михаила Федяева, пожелания по доработке функционала АИС Стройка ПРОФ приходят им в каждом проекте, так как в каждой компании есть свои устоявшиеся бизнес-процессы. Мелкие запросы, например, по изменению инструментов формирования отчётности, могут быть реализованы прямо в текущем проекте путем настройки. А вот более глобальные, затрагивающие приведение продукта и отдельных характеристик в соответствие с актуальными потребностями клиента, требуют формирования сложного технического задания и анализа, по результатам которого совместно с заказчиками принимается решение о целесообразности и сроках доработки.

Дальнейшие планы и ожидаемые результаты

В завершение министр Кировской области Алексей Петряков также поделился своими пожеланиями по доработке созданной на данный момент цифровой среды компаний и общими ожиданиями от запущенного им проекта по цифровизации акционерных обществ:

«Для меня этот проект — первый этап построения фундамента для дальнейшей цифровизации компаний, которая необходима при работе с внешней средой: информационными моделями или цифровыми платформами заказчиков.

Также вижу возможность расширения функционала созданной системы за счёт интеграции с другими сервисами, например, для работы с исполнительной документацией или сметами, которые будут взаимодействовать с уже внедрёнными.

Ожидаю, что бизнес-планы на 2025 год будут утверждаться уже в другом методологическом формате, что сделает их ещё более прозрачными. А также, самое главное, ожидаю получить инструмент управления верхнего уровня, который позволит контролировать показатели деятельности компании в режиме онлайн».

Приходите к нам на семинар

Ещё больше деталей о проекте внедрения цифровой среды в компаниях «Вятавтодор» и «Чимбулатский карьер» вы сможете узнать на семинаре, который состоится в режиме онлайн: 24 апреля в 11:00 мск.

В ходе семинара представители компаний во главе с министром транспорта Кировской области Алексеем Петряковым поделятся своим опытом, и у вас будет возможность задать волнующие вас вопросы.

Забегая вперед, в рамках семинара вы сможете узнать о принципах формирования дашбордов для отчетности, показателях и их ценности для руководителей.

Зарегистрироваться
PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

4

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Читайте также

Реальные кейсы применения BIM на стройке

Реальные кейсы применения BIM на стройке

Ловили ли вы себя на мысли о том, что вам не хватает больше реальных примеров использования BIM‑модели на стройке в докладах на отраслевых мероприятиях? В этой статье вы как раз найдёте обзор выступления с 8 разными кейсами применения BIM.

6 минут 40
Риски при переходе на импортонезависимое ПО

Риски при переходе на импортонезависимое ПО

Несмотря на поддержку государства и вендоров, внедрение отечественных программных решений для разработки и управления проектами строительства сопряжено с большими рисками. Об этом говорят многие эксперты. Но с чем именно сталкиваются российские компании? Рассказываем в этой статье.

7 минут 72
Новые способы армирования в ADSK‑шаблонах

Новые способы армирования в ADSK‑шаблонах

Почти каждый инженер‑конструктор знает, насколько ADSK‑шаблоны упрощают работу при проектировании арматуры. Однако знаете ли вы, что авторы этих шаблонов не стоят на месте и стремятся развивать свои разработки, добавляя новые методы армирования? Именно об этом мы и расскажем в этой статье.

4 минуты 33
Опыт внедрения 3D‑армирования в Revit в проектном бюро застройщика. Как угодить всем

Опыт внедрения 3D‑армирования в Revit в проектном бюро застройщика. Как угодить всем

Как внедрить технологии 3D‑моделирования в достаточно консервативное проектное бюро? Особенно в отдел конструкторов, который ранее не имел опыта работы с подобными инструментами? Ответы на эти животрепещущие вопросы дал руководитель BIM‑отдела проектного бюро «РЕМАРК» Заур Дауров в рамках июльского BIM‑завтрака.

9 минут 40