
Содержание
Наглядность информации и возможность оперативно её обрабатывать становятся ключевыми факторами при анализе большого объёма данных. Одним из эффективных инструментов решения данной задачи являются дашборды — визуальные панели, представляющие все сведения в удобной для восприятия форме. Они помогают в принятии операционных и стратегических решений, повышают прозрачность процессов и позволяют быстро реагировать на возникающие проблемы.
Примером применения таких инструментов поделилась руководитель отдела сопровождения и поддержки по ТИМ в ПИК Digital Юлия Игонькина. В своём выступлении на BIM‑завтраке она рассказала о четырёх направлениях, в которых её команда применяет дашборды, и показала скриншоты с реальной статистикой.
В каких направлениях используют инструмент?
Специалисты ПИК Digital активно применяют дашборды в рамках сопровождения проектов блоков девелопера ПИК как для инфраструктурных процессов, так и при управлении цифровыми продуктами и поддержке пользователей.
Более детально Юлия Игонькина рассказала о работе по следующим четырём направлениям: IT‑инфраструктура, сопровождение серверов и моделей Revit, анализ использования BIM‑продуктов и отчётность по сервисам сопровождения и поддержки (ОСиП).
Управление IT‑инфраструктурой
Проектировщики ПИК работают в среде виртуальных рабочих столов (VDI). В системе зарегистрировано более 2 тысяч активных пользователей. Основная задача специалистов поддержки — обеспечение её стабильного и бесперебойного функционирования.
Для этого они используют около 15 различных дашбордов, которые позволяют отслеживать показатели по:
- Загрузке центрального процессора
- Использованию оперативной памяти
- Статусу жёстких дисков
- Активности гипервизоров и серверов
Эксперт показала, что один из таких дашбордов функционирует по принципу «светофора»: при зелёных индикаторах система работает стабильно, жёлтые обозначают появление проблемы, а красные сигнализируют о критическом состоянии. Такая простая дифференциация даёт возможность IT‑отделу быстро оценивать общее состояние системы.

Другой инструмент анализирует наличие свободных ресурсов в пулах VDI, что позволяет эффективно распределять новых пользователей, избегая перегрузки отдельных сегментов инфраструктуры. Также в ПИК Digital используют простые решения в виде логов, которые сигнализируют о потенциальных проблемах до момента появления заявок от пользователей. Оповещения сотрудники поддержки получают через боты в чатах: это позволяет не упускать ничего из виду.
Сопровождение Revit‑серверов и моделей
В какой-то момент в компании произошёл резкий рост количества проектов, что привело к сбоям и увеличению времени открытия моделей (на данный момент серверов более 50, а моделей — свыше 60 тысяч).
«Мы оперативно перезагружали серверы, накидывали мощности, переносили проекты на другой сервер. Какое-то время это помогало, но потом снова сбой и аномально долгое время открытия», — посетовала Юлия Игонькина.
Для решения проблемы сначала был создан дашборд RS log, отображающий техническое состояние серверов в реальном времени. Однако для выявления причин перегрузок этого оказалось недостаточно, и поэтому был создан ещё один — план загрузки Revit‑серверов. В этом визуальном отчёте отображается:
- Количество пользователей на каждом сервере
- Расположение проектов по серверам
- Планы трудозатрат проектировщиков

Проанализировав данные, специалисты поддержки выявили неравномерное распределение моделей и пользователей. После этого была проведена масштабная работа по перемещению проектов и архивированию завершенных объектов. Это помогло сбалансировать нагрузку, начать прогнозировать потребности на месяцы вперед и избавиться от массовых сбоев.
Другая проблема в виде длительного открытия моделей сохранялась даже при стабильной работе серверов. Среди причин её появления спикер перечислила: размер, количество и сложность связей, а также технические характеристики рабочих станций. Решить задачу помогла разработка специализированного дашборда, который отображал не только статистику по всем открываемым файлам, но и детали по времени загрузки каждой модели и всех подключенных связей.
На основе этой информации была проведена оптимизация объектов, что в итоге позволило существенно сократить время открытия моделей и повысить эффективность работы проектировщиков.
Для проведения качественного анализа данных не обязательно регулярно разрабатывать новые дашборды. Можно вполне продуктивно использовать open-source решения: подробнее эту тему раскрыли в другой статье.
Работа с BIM‑решениями
С расширением линейки внутренних продуктов в ПИК простых логов для мониторинга их использования стало недостаточно. Так, для различных программ были созданы индивидуальные дашборды.
Для системы PikTools, набора инструментов автоматизации проектирования, отображается количество запусков и пользователей, а также распределение активности по подразделениям.
«То есть мы смотрим на применяемость наших инструментов в подразделениях проектирования и используем результаты анализа для оценки эффективности внедрения продукта или для дальнейшего его развития», — пояснила Юлия Игонькина.
Визуальные отчёты по продукту Family Manager, предназначенному для управления библиотеками BIM‑компонентов, показывают количество семейств и материалов, статус версий, статистику заявок на доработку и данные по загрузкам семейств. К примеру, элементы, которые долго не загружались, могут быть признаны устаревшими и отправлены в архив.
Ещё один продукт, BIM Inspector, проверяет соответствие моделей BIM‑стандартам. Результаты этих операций сохраняются и визуализируются на дашборде, где можно анализировать данные по площадкам, корпусам, дисциплинам и конкретным файлам.

Создание отчётов по ОСиП
В отделе Юлии Игонькиной функционируют четыре сервиса, с помощью которых заказчикам предоставляются услуги по сопровождению проектов и пользователей: BIM‑поддержка, BIM‑координация адресных объектов, Фабрика семейств и Учебный центр.
Эксперт отметила, что раньше отчёты для них формировалась вручную в формате PDF и рассылались по почте. Теперь же её сотрудники перешли на дашборды, что сильно экономит время выполнения задач и позволяет заказчику отслеживать динамику выполненных услуг.
«Например, для сервиса поддержки BIM‑координации мы сформировали дашборд, в котором показываем, сколько заявок пришло, по каким вопросам или услугам, как эти заявки были отработаны», — поделилась Игонькина.
Для Фабрики семейств отслеживается число и функциональные типы созданных семейств, а также время их разработки. А в отчёте для Учебного центра отображаются траектории обучения проектировщиков, прогресс по программе, результаты тестирования и аналитика по подразделениям учащихся.
Заключение
Применение дашбордов позволяет повысить прозрачность процессов, ускорить принятие решений и улучшить продуктивность сотрудников. На примере ПИК Digital становится ясно, что они могут быть эффективно использованы для:
- Мониторинга IT‑инфраструктуры
- Оптимизации серверной нагрузки
- Контроля использования BIM‑продуктов
- Отчётности перед заказчиком и пр.
В будущем в компании планируют расширять системы дашбордов и проводить интеграцию с новыми цифровыми продуктами.
Понравилась статья?
1
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии