Содержание
В конце сентября российскую IT‑индустрию всколыхнула новость об отмене нулевого НДС: законопроект об исключении пункта об освобождении уплаты налога на добавленную стоимость был внесён на рассмотрение Минфином России. Предложение вызвало негативную реакцию в том числе потому, что это не единственное предписание государства, накладывающее новые финансовые обязательства на отрасль. Однако, рассмотрение нововведения было отложено. Но до конца ли?
В этой статье мы ответим на этот вопрос, а также подробнее рассмотрим, в какой ситуации могли бы оказаться разработчики ПО и их клиенты, приведём мнение экспертов по теме и постараемся определить, какие меры предосторожности можно предпринять.
Льгота по НДС как толчок к развитию индустрии
Для начала вспомним, когда и почему IT‑отрасль получила эту меру поддержки. С 1 января 2022 года компании могли воспользоваться льготой по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации ПО. Право на это получали аккредитованные компании — то есть те, кто вошел в Единый реестр российского ПО.
Инициатива была запущена с целью сохранить IT‑рынок и стимулировать его развитие после событий пандемии COVID-19. Наряду с другими послаблениями, вроде 0% ставки по налогу на прибыль и снижения страховых взносов до 7,6% (обе льготы планируют изменить), она была полезна и в последующие годы, когда возникла необходимость в импортозамещении многих программных продуктов.
Какие сторонние изменения усугубляли ситуацию
До того, как сообществу стало известно о приостановке рассмотрения законопроекта, многие эксперты начали вспоминать, какие ещё меры ему сопутствовали. Первое, что приходило на ум — это повышение самой ставки до 22%. Соответствующий закон был недавно принят членами Госдумы в первом чтении.
Министр финансов РФ Антон Силуанов обосновал это решение так:
«Повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок и более высокую траекторию роста экономики (по сравнению со сценарием несбалансированного бюджета)», — рассказал он в интервью ТАСС.
Кроме того, был также рассмотрен законопроект о повышении ставки страховых взносов с 7,6% до 15% в пределах базы 2 979 392 руб. в год (при выходе за эти рамки льгота сохранится). Важность этих мер для поддержки бюджета страны глава Минцифры Максут Шадаев объяснил в личном обращении в Telegram-канале ведомства. При этом он отметил, что многие меры поддержки для отрасли сохранятся:
Тарифы на страховые взносы для IT‑компаний будут в два раза ниже, чем для предприятий в других отраслях экономики, будут сохранены льготы по налогу на прибыль, льготная ипотека в регионах и отсрочка от военной службы
Максут Шадаев
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской ФедерацииКак отреагировала индустрия
Лидеры профильных ассоциаций и эксперты отрасли объединились в однозначной негативной оценке предлагаемых изменений — это помогло замедлить принятие законопроекта. Так, некоторые из них направили официальные письма премьер-министру Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой пересмотреть меру: 20 октября обращение было направлено от исполнительного директора АПКИТ Николая Комлева, президента ассоциации «МИТ-Мы ИТ» Евгения Титаренко и президента ассоциации «Руссофт» Валентина Макарова, а 20 октября — от исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Рената Лашина.
В комментариях изданию Forbes Лашин отметил, что участники рынка обеспокоены возросшим налоговым бременем и отмена льготы крайне негативно скажется на развитии отрасли.
«К этому стоит добавить увеличившийся с 2025 года налог на прибыль для IT‑компаний и запланированное введение 5% отчислений на образование от сэкономленных налоговых льгот, что в комплексе даст отрицательный импульс для индустрии. Эти факторы повлияют на рост стоимости разработки софта и снижение инвестиций в развитие российского IT‑сектора», — резюмирует он.
- Строгие ограничения бюджета
Многие компании-разработчики ПО, включенного в реестр Минцифры, заключают контракты на год вперед, и поэтому бюджет заказчиков на 2026 в основном уже согласован. Запрыгнуть в последний вагон и поднять цены для клиентов они уже не успеют, говорит исполнительный директор компании «Конверста» Максим Максимов, отмечая несвоевременность предложения:
«Для нашей компании это как бы риск того, что мы сейчас сможем просто не договориться с нашими контрагентами, и если мы с ними не договоримся о том, что мы на 22% повысим стоимость наших услуг или программного обеспечения, которое мы продаем, то это, по сути дела, уйдет нам в минус, и мы будем работать ниже рентабельности, по крайней мере следующий год, потому что бюджеты принимаются обычно у крупных компаний на год вперед».
Негативную оценку дают и руководители юридических компаний, специализирующихся на работе с цифровыми проектами, IT‑ и интернет-правом. Так, управляющий партнер ЮК «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова убеждена, что рынку будет сложно функционировать без НДС.
Ведь, по сути, структура затрат включает в себя аренду, затраты на ФОТ, затраты на маркетинг. Редко возникает закупка «железа», но это лишь небольшая часть IT‑ниши. Именно поэтому компании в IT стараются применять налоговые льготы, введение которых было прежде всего направлено на стимулирование сектора
Людмила Харитонова
Управляющий партнер ЮК «Зарцын и партнеры»Харитонова также отметила, что более 60% компаний из реестра отечественного ПО скорее всего стремились попасть в этот список именно благодаря налоговой льготе.
В конце октября стало известно, что принятие законопроекта об освобождении IT‑компаний от уплаты НДС пока откладывается. Сообщения в источниках разнятся: на сайте Минцифры писали именно об «отказе от введения», в то время как «Ъ» со ссылкой на приближенные к правительству источники сообщает о «возможности «откатить» введение НДС». В любом случае, можно сказать, что отрасль получила время на передышку.
Что могло бы произойти после отмены льготы?
Прогнозы были неутешительные: специалисты предвидели утечку кадров, повышение цен, изменение моделей договоров и пр. Партнёр юридической фирмы Comply Максим Али утверждает, что новое обязательство скорее всего снизило бы поток заявок на регистрацию в реестре Минцифры, так как «отсутствие НДС было для многих решающим и наиболее ощутимым моментом».
Эксперт также считает, что возможные изменения затронут и модели работы с клиентами:
«Если раньше бизнес стремился упаковывать свои продукты как «лицензии», так как сами по себе услуги, кроме удаленного доступа к софту по модели SaaS (software as a service — софт по подписке), не попадают под льготу, то сейчас такое ограничение, очевидно, канет в Лету. И для кого-то это развяжет руки». То есть компании, возможно, перестанут давать прямой доступ к личным аккаунтам, а будут лишь делиться результатами вычислений.
- Риски банкротства
По оценкам отраслевых экспертов, общие потери бюджета от отмены льготы по НДС на коммерциализацию отечественного ПО могут приблизиться к 46,5 млрд рублей, что выше ожидаемых Минфином дополнительных доходов бюджета (25 млрд рублей) в случае принятия поправок в Налоговый кодекс. В качестве альтернативы лидеры отрасли предложили увеличить ставку налога на прибыль. Так, в письме на имя президента России Владимира Путина, подписанном директором Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кириллом Варламовым, вице-президентом «Опоры России» Еленой Волотовской, президентом «Руссофта» Валентином Макаровым, президентом Союза технологических компаний Евгенией Дмитриевой и президентом ассоциации «МИТ-Мы ИТ» Евгением Титаренко, говорится:
«По данным публичной отчётности, совокупная выручка аккредитованных Минцифры IT‑компаний в 2024 году составила 9,5 трлн рублей, совокупная прибыль до уплаты налогов — 985 млрд рублей. Сейчас действует льготная ставка в размере 5%. Если её повысить на 2,5-3 п.п., это позволит сохранить лидирующие позиции российских разработчиков и реализовать в полной мере потенциал российской IT‑отрасли».
Авторы документа также отмечают, что при отмене льготы на уплату НДС пострадают разработчики ПО, которые заняты реальным импортозамещением и защитой технологического суверенитета. Причем более 40% таких IT‑компаний, у которых годовой доход не превышает 60 млн рублей (порог выручки, при котором сегодня не платится НДС), будут поставлены на грань выживания.
Кроме того, юристы предупреждают: не стоит забывать, что в случае принятия законопроекта, пострадали бы и конечные потребители ПО.
Дополнительную нагрузку почувствуют и все другие крупные игроки, использовавшие ранее выделенные IT‑подразделения для правомерного снижения налоговой нагрузки. В конечном итоге такое изменение приведет к дополнительному повышению стоимости товаров и услуг для конечных потребителей во всех отраслях экономики
Алексей Дарков
Руководитель практики «Интеллектуальная собственность» Verba Legal- Монополизация и утечка кадров
Людмила Харитонова считает, что законопроект поставил под угрозу существование небольших организаций: «долина смерти» для стартапов в сфере IT продолжается достаточно долго, и появление НДС вполне может убить проект, а крупный сектор находится в постоянном поиске новых решений и команд. Эксперт также отметила, что с увеличением налоговой нагрузки можно было бы ожидать отток кадров за рубеж.
Многие юристы придерживаются схожего мнения и упоминают возможную релокацию самих компаний. Так, Управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев предположил, что участники IT‑рынка могли бы сменить юрисдикцию на такие дружественные страны, как: Белоруссия, Казахстан, ОАЭ и Узбекистан.
Кто не пострадал бы от отмены льготы?
Несмотря на общий ажиотаж, некоторые игроки рынка сохраняли спокойствие. Среди них Positive Technologies — отечественная компания, специализирующаяся на разработке решений в сфере информационной безопасности.
Для начала кратко напомним об основных понятиях, которые помогут нам разобраться в вопросе. Налог на добавленную стоимость, который уплачивают компании, разделяется на входящий и исходящий. В первую категорию попадают выплаты от компании своим поставщикам товаров или услуг, а во вторую — начисления клиентам при реализации собственных продуктов. Предполагается, что компания может вычесть входящий НДС из исходящего НДС и уплатить налог только с добавленной стоимости.
Теперь перейдём к конкретному примеру Positive Technologies. В рамках конференции Positive Security Day, прошедшей в начале октября, специалисты организации рассказали, что большинство их клиентов уже работают с НДС и поэтому не подвергнутся эффектам от принимаемого законопроекта.
«Почти все наши клиенты работают по общей системе налогообложения и платят НДС. Это значит, что они смогут зачесть входящий НДС от Positive Technologies и уменьшить налог к уплате. В итоге для нас и для клиентов финансовый результат не изменится», — говорится в сообщении компании в их Telegram-канале.
Какие меры предосторожности можно предпринять?
Несомненно, в независимости от конечного решения правительства, меры предосторожности лучше принимать заранее. Но какие варианты действий были у участников рынка сегодня? В целом, пространства для манёвров оказывается не так много.
Одно из первых, что приходит на ум — получение статуса резидента Сколково. Об этом напоминает IP/IT‑юрист «Джум» Владимир Петров: «Статус участника не дают лицам, применяющим специальные налоговые режимы, зато этот статус полностью совместим с аккредитацией Минцифры». На этот фактор также обратил внимание генеральный директор UDV Group Виктор Колюжняк.
В остальном, можно говорить о повышении цен на ПО. Однако, как мы уже говорили ранее, компании утверждают бюджеты на год вперёд, и внести подобные изменения в договоры вряд ли получится. Кроме того, на повышение цен резко отреагируют Федеральная антимонопольная служба и Счётная Палата.
Что в итоге?
Обсуждаемая отмена льготы по НДС ставит под удар достижения российской IT‑индустрии последних лет. Негативный прогноз един для большинства участников рынка: от стартапов до крупных игроков. Законопроект грозит не только прямыми финансовыми потерями, превышающими ожидаемые бюджетом доходы, но и долгосрочными структурными проблемами — монополизацией, сокращением инвестиций и «утечкой мозгов».
Как показала реакция отраслевых ассоциаций, сообщество готово отстаивать свои интересы и предлагать альтернативы. Однако лучше готовиться к худшему сценарию: анализировать цепочку поставок, пересматривать бюджетные планы и модели контрактов с клиентами. Текущая пауза в рассмотрении инициативы — это далеко не повод для расслабления, а возможность тщательно подготовиться и выработать чёткие стратегии минимизации потенциального ущерба.
Понравилась статья?
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии