Содержание
По материалам статьи «Father of BIM: AI will one day be able to design a building for you» от Нила Джеррада из International Construction
Д-р. Джонатан Ингрэм, получивший титул «отец BIM» за разработку первых систем информационного моделирования (Sonata и REfLEX), дал интервью журналу International Construction, в котором поделился мнением о том, как технологии искусственного интеллекта (ИИ) и дополненной реальности (Augmented Reality, AR) могут привести к революции в методах проектирования и возведения зданий, и что нужно для этого изменить.
Почему BIM-технологии стали так важны в индустрии строительства?
До появления BIM в строительстве было множество проблем. Одна из них — координация информации. Чертежи в горизонтальной и профильной проекциях, расчёты объёмов здания — всё выполнялось разными группами людей в разных офисах, и между ними не было никакой реальной связи.
Это приводило к дорогостоящим ошибкам, например, неправильному расположению окон. Технология BIM упорядочивает эту информацию. При этом данные в BIM-системе не дублируются, а находятся в одном достоверном источнике.
BIM позволяет работать инженерам и архитекторам в едином пространстве, что является решающим фактором на стадии проектирования.
Изменения происходят мгновенно и в интерактивном режиме. Процесс проектирования сокращается, его результаты становятся гарантированно точными, а также у проектировщиков появляется возможность вносить исправления в документацию по ходу работы. Таким образом, изменения в конструкции здания сводятся к нулю.
Вы выпустили книгу «Изучая BIM: прошлое, настоящее и будущее». Считаете ли Вы что технология BIM ещё не до конца изучена специалистами из области строительства?
Технология BIM очень усложнилась. Её основы на самом деле довольно просты, но в последнее время она всё надстраивается и надстраивается. В результате многие современные BIM-системы технически переусложнены.
Ядро таких систем принципиально не изменилось по сравнению с тем кодом, который я написал в 1992-1993 годах. Но, тем не менее, они стали настолько технически сложными, что нужно приложить усилия, чтобы в них разобраться. В своей же книге я постарался описать, почему BIM существует, как эта технология развивалась и куда она движется в будущем.
В настоящее время я работаю над применением информационного моделирования в розничной торговле. У нас есть успешная американская компания 345.global, где мы применяем все эти принципы управления информацией в розничной торговле. Мы также используем искусственный интеллект и дополненную реальность.
Как бы Вы оценили прогресс строительной отрасли в освоении таких цифровых инструментов, как BIM?
Участники строительной индустрии справились достаточно хорошо. Я не виню их за медленное освоение технологии, так как для среднестатистического проектировщика она действительно слишком специализирована и тяжеловесна.
Поверьте мне, в первое время BIM было очень сложно продать. Ведь когда систему не использует никто, то найти пользователей для работы в среде совместного использования довольно трудно.
Сейчас BIM-системы нуждаются в хорошей переработке, чтобы соответствовать современным требованиям и стать интуитивно понятными, но при этом мощными инструментами.
Как BIM должен развиваться в современных условиях?
Нужен онлайн-сервис с современным и простым интерфейсом, а не громоздкие локальные приложения. Нужна общая облачная база данных и по-настоящему открытая система.
Форматы передачи данных Industry Foundation Classes (IFC) и Construction Operations Building Information Exchange (COBie) конечно, помогают, но для реального прогресса необходимо иметь открытую базу данных.
Нужно чтобы специалист по ИИ выполнил оптимизацию системы или добавил к ней свои наработки. Но если вы будете использовать только файлы формата .IFC, которые, по сути, являются просто 3D-моделью, вы теряете данные из информационной модели.
Ведь BIM-модель — это намного больше, чем 3D-модель. Например, она включает в себя связь между объектами: окно «должно знать», что оно находится в стене, а стена «должна знать», какой формы окно, как оно закрывается и т.д. Воздуховоды «должны знать», как они соединены, и что они «общаются» друг с другом.
Для того чтобы двигаться вперед, такая информация должна быть доступна. И единственным верным способом это сделать является создание открытой базы данных.
Вы говорили о желании использовать новые технологии для преобразования BIM в «максимально осознанную» систему в будущем. Что это значит для профессионалов в области строительства?
Последние пару лет я провёл за разработкой систем, связанных с ИИ и AR в контексте BIM в розничной торговле. Эти новые технологии представляют собой замечательную модель того, чего можно достичь в индустрии строительства в будущем.
Предполагается, что у вас будет возможность сказать системе: «Спроектируй мне здание, которое выглядит так, будто бы оно было спроектировано Ричардом Роджерсом» и получить реальный результат.
Недавно я использовал DALLE.E (система создания изображений на основе ИИ) и сделал такой запрос: «Спроектируй мне воздушное судно, которое выглядит так, будто бы оно было спроектировано Ричардом Роджерсом». Я попробовал сделать похожий запрос в отношении зданий, но, к сожалению, ничего не добился. Я также немного поиграл с ChatGPT, пытаясь оценить его возможности в качестве серьёзного инструмента.
В общем, этих инструментов пока нет, но они появятся. Вскоре ИИ и AR смогут помочь спроектировать здание и проверить вашу работу. В будущем вы сможете сказать системе: «Как мне это сделать?» или «Покажи мне окна, которые были использованы в предыдущем проекте.» и получить релевантный ответ.
В данный момент я занимаюсь разработкой при помощи Google Dialogflow, сервиса для распознания устной речи, работающего по принципу распознавания интентов. Он открывает огромные возможности для улучшения BIM-систем.
Как вы относитесь к своей репутации «отца BIM»?
Я очень горжусь проделанной мной работой. Я несколько десятилетий трудился над множеством проектов в рамках нескольких BIM-систем.
В самом начале же я в одиночку писал код для первой BIM-системы Sonata на своём чердаке. Sonata использовалась до 2015 года, помогая завершить тысячи крупных проектов по всему миру.
Я очень рад и горжусь тем, что меня называют отцом BIM и продолжаю работать над развитием информационного моделирования в будущем.
Понравилась статья?
1
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами