Опыт внедрения ТИМ в проектно-изыскательном институте

  • 56
  • 7 минут

АО «РОСТ-ПРОЕКТ» сегодня — это многопрофильный проектно-изыскательский институт, работающий в различных регионах России. В основные виды деятельности организации входит: изыскательские работы, проектирование дорог, мостов и путепроводов, авторский надзор и строительный контроль.

С необходимостью внедрения информационного моделирования в «Рост-Проект» столкнулись в 2021 году после появления ПП РФ № 331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства». О том, как это происходило, в рамках февральского BIM‑завтрака рассказала Кузнецова Екатерина, руководитель проектной дорожной группы в компании.

Формирование рабочей группы

Когда заказчики, согласно ПП РФ № 331, стали включать в техническое задание на проектирование требование о предоставлении информационных моделей, руководство «Рост-Проекта» приняло решение создать специальную рабочую группу для освоения этих требований. В её состав вошли сама Кузнецова Екатерина, как представитель дорожного департамента, ГИП мостового подразделения и руководитель группы инженерных изысканий.

Специалисты понимали, что помимо того, чтобы разобраться в теме, они должны были сформулировать стратегию внедрения ТИМ в их работу.

Шаг № 1: Терминология

Первое, за что взялись специалисты группы — определение терминов. Расшифровка англоязычной аббревиатуры давала целых три варианта: Building Information Model (цифровая информационная модель, ЦИМ), Building Information Modeling (цифровое информационное моделирование) и Building Information Management (управление информацией о здании). Чуть позднее появилось определение аббревиатуры ТИМ из глоссария Минстроя. Но оно также не давало чёткого представления о технологии.

По словам Екатерины, у группы сложилось лишь общее понимание, что это какая-то информация в виде цифровых информационных моделей и других электронных документов.

Шаг № 2: Нормативы

После определения терминологии специалисты решили установить, для чего именно нужны технологии информационного моделирования, и обратились к СП 404.1325800.2018 «Информационное моделирование в строительстве». Согласно пункту 3.1.5 «задача применения информационного моделирования: Метод применения информационного моделирования на различных стадиях жизненного цикла объекта для достижения одной или нескольких целей инвестиционно-строительного проекта».

Однако больше ясности это определение не внесло, поэтому группа решила вернуться к англоязычной расшифровке аббревиатуры — Building Information Model (ЦИМ) и начала осваивать инструменты по её созданию.

Шаг № 3: Пилотный проект

Цель проекта была поставлена в следующей форме: «Создание цифровых информационных моделей по проектной документации, уже прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение в форме традиционной 2D‑документации», поделилась Кузнецова Екатерина со слушателями BIM‑завтрака.

Она также отметила, что инструментом для реализации пилотного проекта был выбран ТОПОМАТИК Robur, так как он уже давно использовался в компании, а также как раз претерпевал изменения согласно новым веяниям цифровизации.

Затем на основе проектной документации был сформирован перечень объектов моделирования. Основная сложность в его составлении заключалась в том, что элементов было очень много. Как раз тогда специалисты «Рост-Проекта» и поняли преимущество ТИМ: все элементы можно визуализировать и значительно облегчить работу по обнаружению и устранению коллизий.

По итогам реализации пилотного проекта рабочая группа определила две новые задачи: проведение корпоративного обучения по работе с новыми цифровыми инструментами и составление внутренних регламентов работы.

Шаг № 4: Среда общих данных

В рамках пилотного проекта рабочая группа также знакомилась и с термином «среда общих данных» (СОД), одним из базовых понятий ТИМ.

На базе программного комплекса ТОПОМАТИК была реализована система связанных проектов, в каждом из которых разрабатывался конкретный раздел проекта. Финальные решения выгружались в мастер-проект, внутри которого компилировалась сводная модель в формате .SMDX. После этого сводную модель анализировал ГИП: искал коллизии, проставлял замечания и т.д.

Шаг № 5: Реальный объект

«Логичным продолжением наших попыток разобраться с ТИМ стал реальный объект, в ТЗ на который пришли требования формировать ЦИМ. И тут пришлось вспомнить про вторую версию трактовки аббревиатуры BIM — Building Information Modeling. То есть это процесс, в котором нужно было связать исполнителей разных разделов в одной проектной среде» — отметила Екатерина Кузнецова.

Реальным объектом стала 4-х полосная дорога категории IБ, с протяженностью 9 км. Объект имел три развязки на разных уровнях, два путепровода, эстакаду, а также освещение, канализацию, шумозащитные экраны и подпорные стены на отдельных участках.

В комплекс программ для моделирования, помимо ТОПОМАТИК Robur, вошла также система Renga. А в категории СОД вместе с ТОПОМАТИК Robur был использован S-INFO: сначала модель в формате IFC выгружалась из Robur, затем в S-INFO создавалась сводная модель, которая передавалась заказчику на анализ и уже после всех исправлений выгружалась в экспертизу.

В итоге все проектные данные последовательно проходили четыре области СОД, в которых они разрабатывались, согласовывались, утверждались и архивировались в соответствии с принятыми в организации процедурами и регламентами.

Шаг № 6: Разработка базовых ТИМ‑документов

На этой стадии были разработаны такие документы, как план реализации проекта с ИМ, протокол проверки ЦИМ, отчеты по визуальной проверке модели и внутрикорпоративные рабочие инструкции.

По словам Екатерины Кузнецовой, работа над составлением регламентирующей документации навела экспертную группу на мысль о том, что им необходимо разработать внутренний стандарт предприятия, который бы всё структурировал и облегчил бы им работу.

В заключение

Подводя итоги, Екатерина Кузнецова отметила, что освоение новых цифровых инструментов далось компании «Рост-Проект» нелегко, так как больше времени на реализацию проектов с новыми требованиями они не получили.

В качестве несомненных плюсов для проектной организации она выделила координацию разделов и своевременное обнаружение и устранение коллизий. Среди минусов — неготовность заказчика в полном объёме анализировать и использовать ЦИМ.

Напоследок эксперт подчеркнула, что, по её мнению, прежде всего стоит разобраться, для чего же именно должны использоваться технологии информационного моделирования, а также налаживать общение и обмен между специалистами разных компаний.

Полное выступление Екатерины Кузнецовой с примерами использованного в процессе внедрения BIM программного обеспечения уже можно посмотреть на канале PRO ТИМ

Смотреть
PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

2

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также

5D Cмета на проектах ГК «Самолет»

5D Cмета на проектах ГК «Самолет»

Как использование программного продукта 5D Cмета помогает расширить контур применения BIM и эффективно управлять процессом сметных расчетов?

5 минут 13