Опыт внедрения ТИМ в проектно-изыскательном институте

46

7 минут

АО «РОСТ-ПРОЕКТ» сегодня — это многопрофильный проектно-изыскательский институт, работающий в различных регионах России. В основные виды деятельности организации входит: изыскательские работы, проектирование дорог, мостов и путепроводов, авторский надзор и строительный контроль.

С необходимостью внедрения информационного моделирования в «Рост-Проект» столкнулись в 2021 году после появления ПП РФ № 331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства». О том, как это происходило, в рамках февральского BIM‑завтрака рассказала Кузнецова Екатерина, руководитель проектной дорожной группы в компании.

Формирование рабочей группы

Когда заказчики, согласно ПП РФ № 331, стали включать в техническое задание на проектирование требование о предоставлении информационных моделей, руководство «Рост-Проекта» приняло решение создать специальную рабочую группу для освоения этих требований. В её состав вошли сама Кузнецова Екатерина, как представитель дорожного департамента, ГИП мостового подразделения и руководитель группы инженерных изысканий.

Специалисты понимали, что помимо того, чтобы разобраться в теме, они должны были сформулировать стратегию внедрения ТИМ в их работу.

Шаг № 1: Терминология

Первое, за что взялись специалисты группы — определение терминов. Расшифровка англоязычной аббревиатуры давала целых три варианта: Building Information Model (цифровая информационная модель, ЦИМ), Building Information Modeling (цифровое информационное моделирование) и Building Information Management (управление информацией о здании). Чуть позднее появилось определение аббревиатуры ТИМ из глоссария Минстроя. Но оно также не давало чёткого представления о технологии.

По словам Екатерины, у группы сложилось лишь общее понимание, что это какая-то информация в виде цифровых информационных моделей и других электронных документов.

Шаг № 2: Нормативы

После определения терминологии специалисты решили установить, для чего именно нужны технологии информационного моделирования, и обратились к СП 404.1325800.2018 «Информационное моделирование в строительстве». Согласно пункту 3.1.5 «задача применения информационного моделирования: Метод применения информационного моделирования на различных стадиях жизненного цикла объекта для достижения одной или нескольких целей инвестиционно-строительного проекта».

Однако больше ясности это определение не внесло, поэтому группа решила вернуться к англоязычной расшифровке аббревиатуры — Building Information Model (ЦИМ) и начала осваивать инструменты по её созданию.

Шаг № 3: Пилотный проект

Цель проекта была поставлена в следующей форме: «Создание цифровых информационных моделей по проектной документации, уже прошедшей экспертизу и получившей положительное заключение в форме традиционной 2D‑документации», поделилась Кузнецова Екатерина со слушателями BIM‑завтрака.

Она также отметила, что инструментом для реализации пилотного проекта был выбран ТОПОМАТИК Robur, так как он уже давно использовался в компании, а также как раз претерпевал изменения согласно новым веяниям цифровизации.

Затем на основе проектной документации был сформирован перечень объектов моделирования. Основная сложность в его составлении заключалась в том, что элементов было очень много. Как раз тогда специалисты «Рост-Проекта» и поняли преимущество ТИМ: все элементы можно визуализировать и значительно облегчить работу по обнаружению и устранению коллизий.

По итогам реализации пилотного проекта рабочая группа определила две новые задачи: проведение корпоративного обучения по работе с новыми цифровыми инструментами и составление внутренних регламентов работы.

Шаг № 4: Среда общих данных

В рамках пилотного проекта рабочая группа также знакомилась и с термином «среда общих данных» (СОД), одним из базовых понятий ТИМ.

На базе программного комплекса ТОПОМАТИК была реализована система связанных проектов, в каждом из которых разрабатывался конкретный раздел проекта. Финальные решения выгружались в мастер-проект, внутри которого компилировалась сводная модель в формате .SMDX. После этого сводную модель анализировал ГИП: искал коллизии, проставлял замечания и т.д.

Шаг № 5: Реальный объект

«Логичным продолжением наших попыток разобраться с ТИМ стал реальный объект, в ТЗ на который пришли требования формировать ЦИМ. И тут пришлось вспомнить про вторую версию трактовки аббревиатуры BIM — Building Information Modeling. То есть это процесс, в котором нужно было связать исполнителей разных разделов в одной проектной среде» — отметила Екатерина Кузнецова.

Реальным объектом стала 4-х полосная дорога категории IБ, с протяженностью 9 км. Объект имел три развязки на разных уровнях, два путепровода, эстакаду, а также освещение, канализацию, шумозащитные экраны и подпорные стены на отдельных участках.

В комплекс программ для моделирования, помимо ТОПОМАТИК Robur, вошла также система Renga. А в категории СОД вместе с ТОПОМАТИК Robur был использован S-INFO: сначала модель в формате IFC выгружалась из Robur, затем в S-INFO создавалась сводная модель, которая передавалась заказчику на анализ и уже после всех исправлений выгружалась в экспертизу.

В итоге все проектные данные последовательно проходили четыре области СОД, в которых они разрабатывались, согласовывались, утверждались и архивировались в соответствии с принятыми в организации процедурами и регламентами.

Шаг № 6: Разработка базовых ТИМ‑документов

На этой стадии были разработаны такие документы, как план реализации проекта с ИМ, протокол проверки ЦИМ, отчеты по визуальной проверке модели и внутрикорпоративные рабочие инструкции.

По словам Екатерины Кузнецовой, работа над составлением регламентирующей документации навела экспертную группу на мысль о том, что им необходимо разработать внутренний стандарт предприятия, который бы всё структурировал и облегчил бы им работу.

В заключение

Подводя итоги, Екатерина Кузнецова отметила, что освоение новых цифровых инструментов далось компании «Рост-Проект» нелегко, так как больше времени на реализацию проектов с новыми требованиями они не получили.

В качестве несомненных плюсов для проектной организации она выделила координацию разделов и своевременное обнаружение и устранение коллизий. Среди минусов — неготовность заказчика в полном объёме анализировать и использовать ЦИМ.

Напоследок эксперт подчеркнула, что, по её мнению, прежде всего стоит разобраться, для чего же именно должны использоваться технологии информационного моделирования, а также налаживать общение и обмен между специалистами разных компаний.

Полное выступление Екатерины Кузнецовой с примерами использованного в процессе внедрения BIM программного обеспечения уже можно посмотреть на канале PRO ТИМ

Смотреть
PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

2

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также