Содержание
Разработка 3D‑модели мостового конуса, одного из основных элементов моста, — очень трудоёмкая задача, особенно в условиях, когда требуется точная интеграция конструкций с окружающим рельефом. Подробнее об этой узкоспециализированной теме рассказала руководитель отдела ТИМ в ООО «ИЦ «МиТ» Ирина Щеканова на июльском BIM‑завтраке. Она осветила особенности моделирования конуса в программе IndorCAD Road, а также обсудила со слушателями другие программы для проектирования мостов и подход её команды к решению задач, возникающих при моделировании.
Об особенностях BIM для линейных объектов
Дорожное и мостовое проектирование сильно отличается от проектирования зданий, и это отражается в использовании BIM. В отличие от ПГС, в котором объект разделяется на уровни, дороги, мосты и пр. протягиваются вдоль рельефа, что кардинально меняет методы моделирования. Эксперт подробно расписала их, основываясь на лекции итальянского разработчика софта для проектирования автомобильных дорог. Список этих особенностей мы уже приводили в другой статье в нашем блоге. Сейчас кратко осветим основные тезисы:
- Расположение в пространстве
В отличие от проектирования зданий, где используются уровни, в случае дорог расположение элементов задаётся последовательно, смещением и отметкой (Z).
- Работа с рельефом
Для дорожного проектирования рельеф является ключевым элементом. Изменять его не рекомендуется, так как это повлечет значительные затраты.
- Ограничения IFC
Формат IFC изначально разрабатывался для зданий, и его классы плохо соответствуют элементам дорог и мостов, что создает дополнительные сложности при моделировании.
Программное обеспечение для моделирования мостового конуса
Сегодня на рынке уже существует несколько отечественных программных продуктов для проектирования дорог. Однако для мостовиков полноценных отечественных решений пока нет. Иностранные вендоры, такие как Bentley, Nemetschek, Trimble и Autodesk, больше недоступны из-за санкций. Отечественные программы вроде midas CIM пока требуют доработки, а более совершенное ПО: IndorCAD, Топоматик Robur и Кредо в основном позволяют только моделировать дороги и проводить инженерные изыскания. В команде же Ирины Щекановой, помимо IndorCAD, используют S‑INFO, тестируют 7D‑модели и сейчас пробуют Larix.
Моделирование конуса: проблемы и решения
Мостовой конус — это важный элемент опоры, который соединяет дорогу с мостом. Хотя типовые проекты содержат инструкции по его проектированию, в реальных условиях возникают сложности. Конус, как правило, привязывается к горизонтальной поверхности, но рельеф редко бывает идеально ровным, что усложняет процесс моделирования.
BIM‑специалист выделила три варианта для моделирования конуса:
- Моделирование в nanoCAD
Этот вариант позволяет получить объёмы и площади, но не обеспечивает прямой координации с дорожными проектными решениями и не поддерживает выгрузку в IFC. К тому же инженеры вынуждены осваивать новое программное обеспечение, что занимает драгоценные время и силы.
- Моделирование в GeoniCS
Это отечественное решение позволяет выгружать модели в IFC с возможностью координации, но также требует изучения дополнительного программного обеспечения.
- Моделирование в IndorCAD
Ирина Щеканова применила в своём отделе именно этот подход, так как он позволяет интегрировать мостовые конструкции с дорожными проектами. Используя это программное обеспечение, специалисты получили все необходимые данные, включая объёмы, площади и модели, которые можно выгружать в IFC для дальнейшей координации.
Исходные данные для моделирования
Для успешного моделирования конуса необходимы следующие исходные данные:
- Цифровая модель местности и дороги
- Контуры насадки устоя, контуры и отметки бермы и т.д. от мостовиков: всё, что указано в типовом проекте
Эти данные загружаются в IndorCAD, и программа автоматически строит поверхности на их основе. Далее с помощью инструмента «Трассы» можно будет смоделировать конус, интегрируя его с элементом автомобильной дороги. Решение также предоставляет возможность моделировать послойную конструкцию конуса с помощью инструмента «Дорожная одежда». В результате получается детализированная 3D‑модель, которую можно выгружать в DWG для оформления чертежей и создания разбивочных таблиц.
Заключение
Моделирование мостового конуса в IndorCAD позволяет инженерам значительно сократить время на проектирование, обеспечить точную координацию с другими элементами инфраструктуры и автоматизировать расчёты объёмов. В условиях, когда доступ к иностранным программным продуктам ограничен, это решение становится незаменимым инструментом для моделирования сложных инженерных объектов, обеспечивая все преимущества BIM‑технологий для реализации современных инфраструктурных проектов.
Понравилась статья?
0
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии