Компания «ПИК-Проект»

  • 369
  • 7 минут
Запросить консультацию

Федеральный закон «Об электронной подписи» 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года дал возможность создания электронных архивов юридически значимых документов.

63-ФЗ:
«Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
1. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.»

Настоящая статья затрагивает вопросы создания электронных архивов проектной и рабочей документации.

В статье мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  • Что регламентируют законы и стандарты в части ведения архива ПСД?
  • Какие преимущества дает электронный архив для проектных организаций?
  • Есть ли практический опыт такого внедрения в России?
  • Какие существуют сложности и подводные камни?
  • Какие дополнительные возможности дает электронный архив?

Смотрите вебинар о сравнении Vitro‑CAD и Autodesk BIM 360, а также о том, как перейти к использованию Vitro‑CAD быстро и безопасно.

Смотреть

Что регламентируют законы и стандарты в части ведения архива ПСД?

  • Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.10.2004 (ред. от 11.02.2013) «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет сроки и порядок хранения проектной документации.
  • В соответствии с положениями ст. 22 срок хранения проектной документации по капитальному строительству составляет 20 лет.

  • ГОСТ Р 21.1003-2009 «Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации» регламентирует два варианта изготовления «подлинника»:
  • в бумажной форме, завизированной подлинными подписями лиц, разработавших документ и ответственных за нормоконтроль;
  • в электронной форме, подтвержден-ной электронными цифровыми подписями ответственных сотрудников.

Какие возможности дает электронный архив для проектных организаций?

Электронный архив подлинников позволяет:

  • сократить расходы на складские помещения и работы по сортировке, поиску, выдаче, доставке, что особенно актуально в эпоху удаленной работы и сокращения офисных площадей; существенно сократить расходы на печать:
  • печатаем только экземпляры для подрядчиков,
  • не печатаем проектную документацию,
  • не печатаем копию рабочей документации для своего архива;
  • кардинально сократить сроки подписания документации и сдачи в архив;
  • организовать дистанционную работу удаленных сотрудников;
  • снизить юридические риски и повысить качество документации.

Как правило, большой объем документации вынуждает использовать факсимильные подписи вместо подлинных. Такая практика приводит к невозможности судебного доказательства авторства. В результате организации сталкиваются с проблемой невозможности привлечения разработчиков к ответственности за ненадлежащее качество проектных решений.

Также существуют большие проблемы и с судебным доказательством утечки проектных решений конкурентам.

Опыт показывает, что сотрудники ответственно относятся к подписанию документации электронной подписью и внимательно проверяют то, что подписывают. Это приводит к снижению количества ошибок в документации.

Какие существуют примеры внедрения электронных архивов в России?

В качестве успешного примера внедрения можно привести одного из лидеров проектной отрасли компанию ПИК-Проект, которая перешла на юридически значимый электронный архив проектной и рабочей документации в 2018 году. В качестве платформы для решения использована система Vitro‑CAD, позволяющая автоматизировать рабочие процессы согласования и подписания документов.

Некоторые результаты:

Схема процесса подписания
  • На начало 2021 года в системе работает результаты: более трех тысяч сотрудников. Электронный архив уже содержит более 60 тысяч комплектов документов и ежемесячно растет на несколько тысяч комплектов.
  • Сроки подписания комплекта документов сократились в 7 раз, в среднем с 7 до 1 рабочего дня.
  • Экономия только на печати ежегодно составляет около 9,5 млн руб., что в первый же год полностью окупило весь проект.
  • Любому участнику процесса согласования и подписания ПД/РД, а также руководству компании доступен монитор статистики подписаний, который показывает:
  • на ком «висит» согласование или подписание конкретного комплекта документации,
  • кто постоянно не укладывается в нормативные сроки подписания,
  • какие подразделения являются «узким горлышком» процессов выпуска.
  • Развитие юридически значимого электронного архива и другие мероприятия по организации удаленной работы позволили ПИК вести разработку проектной и рабочей документации в штатном режиме в период пандемии 2020.

В период внедрения системы выявился еще один неожиданный эффект — проектировщики стали более тщательно выверять проектные решения, так как электронную подпись не поставишь задним числом и оспорить наличие своей подписи на документе возможности нет.

За период работы с 2018 по 2021 год в системе юридически значимого архива компания ПИК-Проект ни разу не столкнулась с тем, что электронные подлинники доставили какие-либо проблемы при работе с партнерами или государственными структурами. Наоборот, Группа компаний ПИК выступила катализатором развития деловой среды в проектно-строительной отрасли.

Какие могут быть сложности и подводные камни?

Опыт показывает, что с электронными подлинниками проблем нет. Нужно только учесть, что сертификат электронной подписи имеет конечный срок действия. Поэтому для долгосрочного хранения электронных документов к электронной подписи необходимо добавить реквизит штампа времени (TSP), который позволит проверить достоверность подписи после срока действия сертификата. Чаще всего это выглядит как услуга от криптопровайдера в виде сервиса подключения к Службе штампов времени.

Некоторые сложности возникают при изготовлении бумажных копий. При печати необходимо произвести маркировку таких копий, чтобы обозначить, что это бумажная копия с электронного подлинника. Желательно на бумажных документах или на дополнительных листах проставить перечень использованных электронных подписей и ФИО их владельцев.

Если у вас подрядчики привыкли видеть факсимиле в основной надписи, то их тоже рекомендуется добавить и напечатать в привычном месте.

Система Vitro‑CAD позволила компании ПИК-Проект автоматизировать эти и другие рутинные операции.

Какие дополнительные возможности дает электронный архив?

Использование электронного архива позволяет организовать проверку актуальности листов документации непосредственно на объекте строительства. Проставление QR-кода на листах дает возможность с помощью смартфона узнать текущий статус документа.

Такая процедура позволяет исключить использование неактуальных чертежей при строительстве и уменьшить объем дополнительных работ. Использование квалифицированных электронных подписей увеличивает ответственность всех участников проекта строительства и обеспечивает доказательную базу при судебных разбирательствах.

Опыт внедрения технического документооборота Vitro‑CAD в области проектирования объектов энергетического комплекса

Подробнее
PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

0

Поделитесь мнением. Оставьте комментарий

Ещё не добавлено ни одного комментария

Читайте также

5D Cмета на проектах ГК «Самолет»

5D Cмета на проектах ГК «Самолет»

Как использование программного продукта 5D Cмета помогает расширить контур применения BIM и эффективно управлять процессом сметных расчетов?

5 минут 13