Содержание
В настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает активно способствовать цифровизации строительной отрасли: подтверждением этому служит утверждение Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р).
Цель основного стратегического направления была обозначена как «цифровая трансформация строительной отрасли». Основанием для цели стала необходимость повысить цифровую зрелость отрасли, провести цифровую трансформацию процессов и услуг и внедрить информационные технологии на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства (ОКС).
Реализация стратегии планировалась в два этапа: первый — с 2022 по 2024 год и второй — с 2025 по 2030 год (с ориентиром до 2035 года). Первый этап подходит к концу, в следствие чего возникает вопрос:
А как проходит цифровизация строительной отрасли и применение технологии информационного моделирования (ТИМ/BIM) сегодня?
Что препятствует внедрению новых технологий
Цифровая трансформация приносит явную выгоду для строительства, однако большинство компаний всё ещё не могут внедрить новые технологии в свои бизнес-процессы. Основными причинами для этого служат неподготовленность органов власти и других контрагентов к совместной работе с использование информационной модели (ИМ) и нехватка квалифицированных специалистов в области ТИМ.
Второй пункт особенно влияет на определении актуальных мер государственной поддержки в цифровизации. Недостатки в государственном регулировании, системе норм и стандартов и разрозненность существующих информационных систем остаются нерешёнными.
Кроме того, множество как рядовых сотрудников, так и руководителей продолжают отдавать предпочтение традиционным методам проектирования и управления.
В статье мы основываемся на практическом опыте и результатах внедрения ТИМ во многих компаниях, рассматриваем и систематизируем сложности, с которыми приходилось сталкиваться при использовании цифровых технологий в строительстве.
Другими словами, можно выделить четыре вида трудностей и проблем по внедрению ТИМ:
- законодательные и нормативные
- технологические и технические
- экономические
- психологические
В данной статье мы подробно рассмотрим первый пункт из этого списка.
Законодательные и нормативные проблемы
В сфере строительства для информационного моделирования приняты основные нормативные акты и стандарты:
- Федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004 «Градостроительный кодекс РФ»
- 8 постановлений и распоряжений Правительства РФ
- 5 приказов Минстроя РФ
- 17 ГОСТов
- 8 сводов правил
Тем не менее в нормативно-правовую базу продолжают вносится изменения. Так, в марте 2023 года Минстрой России подготовил замену Постановления Правительства № 1431 от 15.09.2020 (далее ПП № 1431). Сейчас новый проект постановления находится на стадии межведомственного согласования, а также направлен на рассмотрение в заинтересованные учреждения и организации для последующего общественного обсуждения. Все замечания и предложения будут рассмотрены на заседаниях экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства Госдумы РФ.
Также Минстрой РФ утвердил ряд XML-схем в качестве элемента ИМ, установил требования к формату используемых в работе электронных документов и сформировал нормативную и техническую базу, необходимую для управления жизненным циклом объекта с использованием ТИМ:
- Дейcтвующие СП 333.1325800 и СП 328.1325800.2020
- Базовый стандарт единой системы информационного моделирования [ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Основные положения»], находящийся на Стадии утверждения
- Действующее постановление Правительства РФ N° 331 от 05.03.2021 и постановление Правительства РФ N° 2357 от 20.12.2022 «О внесении изменений в ПП N° 331», которые должны способствовать расширению Сферы общего применения ТИМ с 2023 года и обеспечению поэтапного перехода к обязательному формированию и ведению информационных моделей ОКС застройщиками
Кроме того, согласно Градостроительному кодексу, при формировании и ведении информационной модели для участников строительной отрасли является обязательным использование Классификатора строительной информации (КСИ).
Уже в начале 2023 года возникли определенные противоречия с указанными требованиями об обязательности применения ИМ для объектов, подлежащих экспертизе на стадиях инженерных изысканий и проектирования, а с июля 2023 года — в строительстве и эксплуатации для участников строительной деятельности.
На практике получается, что именно заказчик занимается определением требований и состава документов, включаемых в информационную модель, формируя правила взаимодействия и структуру организации единой среды общих данных (СОД), включая требования к форматам электронных документов.
Что поможет в решении проблем
Терминология в действующих и разрабатываемых нормативно-технических документах часто отличается. Хоть в них и вводятся новые термины, как, например, в пояснительной записке к проекту ПП № 1431 были введены понятия «цифровой информационной модели» (ЦИМ) и «инженерной цифровой модели местности» (ИЦММ), особой ясности они приносят.
Поэтому при создании единой цифровой среды и информационной системы стандартов «Единая система информационного моделирования в строительстве» (ЕСИМ) необходимо уточнить понятия в терминологии и определениях.
Работу по формированию стандартов системы ЕСИМ начали ещё в 2019 году. В начале 2023 года на публичное обсуждение были вынесены следующие проекты базовых стандартов (ГОСТ Р):
1) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Термины и определения».
2) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Принципы, цели и задачи».
3) ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Жизненный цикл объекта моделирования и информационной модели. Общие положения».
Однако всё это нормотворчество только вносит дополнительное недопонимание: среди значимых участников строительной отрасли возникают серьёзные разногласия, к вынесенным на обсуждение проектам предлагается сотни замечаний, и в итоге рядовые специалисты не понимают цели изменения устоявшихся бизнес-процессов и не знают, как взаимодействовать друг с другом.
Кроме того, цели, которые ставит государственное регулирование в сфере ТИМ, сводятся, в конечном счёте, лишь к ведению реестров и организации хранения документов в машиночитаемых форматах в государственных информационных системах.
Обновление законодательной базы в целях совершенствования применения ТИМ требует комплексного подхода и создания целостной системы нормативных документов, которые будут устанавливать единые требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов.
Отметим ещё одну проблему, связанную с многочисленностью и многоуровневостью нормативно-правовой базы и затрудняющую коммуникацию участников строительного проекта и препятствующую его цифровизации. Эта проблема среди прочих была выделена в техническом отчёте НИУ МГСУ «Цифровизация строительной отрасли на всех этапах жизненного цикла ОКС» от 25.04.2022. При этом в отчёте также говорится об активном применении ТИМ в проектировании зданий и сооружений, но одновременно низким общим уровнем внедрения инноваций.
В заключение можно сказать, что на данный момент участники строительной отрасли имеют категорически противоположное властям мнение о нормативно-правовом регулировании их деятельности. В федеральных и региональных государственных органах принимается большое количество законов и нормативных документов, что, как считают их представители, позволит значительно улучшить деловую среду в строительстве и повысить эффективность работы в целом. Однако специалисты отрасли только путаются от такой регулярной смены документов.
Понравилась статья?
1
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии