Содержание
Прежде чем подробно ответить на эти вопросы слушателям BIM‑завтрака, Анна Баранова решила внести ясность в само понятие «инфраструктура», дав ему такое определение:
Инфраструктура — это система, в которой живёт общество, являющаяся основой для установления высокого качества жизни и функционирования государства.
Создание культурной общности
Евросоюз представляет собой огромное сообщество из 28 стран и более чем 400 миллионов человек. Возможно, вы слышали о музыкальном конкурсе Евровидение, главная цель которого заключается в объединении Европы и создании культурного единства. Но культурная общность создаётся не только через музыкальные конкурсы.
Инфраструктурные проекты также помогают в достижении этих целей. Они создают возможности для объединения и укрепления связей между различными регионами с помощью туннелей, мостов, дорог, железнодорожных сетей, аэропортов и т.д. Туризм, устойчивая энергетика, забота о будущих поколениях и решения текущих проблем населения — всё это должно воплощаться в новых инфраструктурных проектах, чтобы ценности общества совпадали с возможностями и окружающей действительностью.
Значение BIM в инфраструктурных проектах
Но почему же страны выбирают BIM для строительства объектов инфраструктуры? Анна Баранова назвала 5 основных причин:
- Широкий размах идеи
Во-первых, использование информационных технологий связано с масштабом таких проектов. Они обладают высокой степенью сложности и требуют эффективного управления. BIM‑технологии предоставляют улучшенные инструменты для визуализации и моделирования, что позволяет сократить вероятность ошибок и недопонимания.
- Забота об экологии
Вторым важным аспектом является экологическая ответственность инициаторов проекта. Из-за проблем, вызванных изменением климата, современные инфраструктурные проекты должны оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Инструменты BIM‑технологий позволяют оценить экологический след проекта и оптимизировать его в целях повышения энергоэффективности и снижения расходов материалов. Развитие устойчивой энергетики для многих жителей южных европейских стран стало личной заботой.
- Обеспечение безопасности
Инфраструктурные объекты напрямую связаны с общественной безопасностью. Использование BIM способствует более точному проектированию, что улучшает качество и безопасность конструкций. Это особенно важно при минимизации рисков, например, в проектах строительства подводных транспортных тоннелей.
- Экономическая эффективность
Вопрос грамотного и выгодного расходования денежных ресурсов всегда остаётся актуальным. Инфраструктурные проекты часто требуют значительных инвестиций, и технологии информационного моделирования помогают оптимизировать расходы на всех этапах жизненного цикла объекта, от проектирования до эксплуатации.
Эффективные использования ресурсов и сокращения отходов при строительстве напрямую влияют на выгодность проектов.
- Нормативное регулирование и международные стандарты
Разработка и внедрение международных BIM‑стандартов, таких как ISO 19650, создает благоприятные условия для применения BIM в инфраструктурных проектах со стороны государства. Подобные стандарты создают возможность в реализации многонациональных проектов между странами и помогают обеспечить соответствие проектов высоким стандартам качества и безопасности.
Все эти факторы делают инфраструктурные проекты важным инструментом для объединения Европы и обеспечения ее устойчивого развития в будущем.
Внедрение BIM в страны Евросоюза
Идея обязательного применения BIM в государственных проектах впервые была внедрена властями Великобритании, страны, которая по иронии судьбы уже не входит в Евросоюз. С 2016 года английские специалисты стали примером в установлении высоких стандартов для других стран мира. Так, ключевой стандарт ISO 19650, описывающий процессы управления информацией и принятый многими европейскими странами, является адаптацией британских стандартов BS 1192 и PAS 1192-2.
Вслед за Великобританией, в списке стран, установивших обязательное использование BIM, числятся: Франция, Норвегия, Финляндия, Испания, Португалия, Австрия, Румыния, Сербия, Ирландия и пр. В каждой из этих стран BIM стал обязательным в реализации государственных инфраструктурных проектов по разным причинам. В Италии, например, требования к прозрачности строительства помогли в борьбе с коррупцией и нелегальным бизнесом.
Так, внедрение BIM по всей Европе способствует повышению качества строительства, что в конечном итоге улучшает жизнь граждан и экономическое развитие страны.
BIM в туризме
В туристических странах, таких как Испания, объекты инфраструктуры становятся ключевым элементом, который может повысить привлекательность страны для иностранных граждан. Именно для таких проектов BIM‑технологии применяются в первую очередь.
Успех стран в поддержании высокого туристического рейтинга напрямую зависит от того, как выглядит их инфраструктура. Строительство дорог и зон отдыха в живописных местах может привлечь больше посетителей и улучшить опыт посещения страны для туристов. А положительный опыт подталкивает их на повторное посещение.
Вызовы и препятствия при внедрении BIM
Внедрение BIM в инфраструктурное строительство несомненно открывает новые возможности по улучшению качества и экономической эффективности проектов. Однако на пути к достижению этих целей возникают вызовы и препятствия.
- Обучение специалистов.
Внедрение BIM требует значительных изменений в подходах к проектированию и строительству, что влечет за собой необходимость тщательного переобучения специалистов. Это может стать вызовом для многих стран, включая Россию.
- Стандартизация.
Несмотря на наличие международных стандартов, многие страны вынуждены разрабатывать собственные адаптированные стандарты для инфраструктурных проектов. Это может отнимать много времени и ресурсов.
- Проблемы с программным обеспечением.
Программное обеспечение для инфраструктурных проектов часто отличается от софта для обычных архитектурных проектов. Адаптировать рабочую среду для этих задач бывает довольно непросто. В итоге приходится использовать множество разных программ.
Для решения этой проблемы компании прибегают к автоматизации процессов с помощью скриптов или искусственного интеллекта.
Примеры проектов
Несмотря на сложности и особенности внедрения BIM в странах Евросоюза, сегодня множество как завершённых, так и строящихся проектов.
- Подводный туннель Fehmarnbelt Tunnel. Проект подводного туннеля длиной около 18 километров, соединяющий Данию и Германию, подразумевает также развитие прилегающей транспортной инфраструктуры. Сдача объекта запланирована на 2029 год.
- Железнодорожная станция La Sagrera в Барселоне. Это один из самых амбициозных инфраструктурных проектов, демонстрирующих преимущества использования BIM. Строительство новой станции улучшит транспортную доступность и качество жизни в городе. Сдача объекта запланирована на 2026 год.
- Инновационная библиотека Helsinki Central Library Oodi. Проект публичной библиотеки символизирует эволюцию общественных пространств и доступа к знаниям, а также демонстрирует применение BIM для автоматизации сложной геометрии. Здание уже доступно для посещения всем желающим.
Выводы
Внедрение BIM в инфраструктурные проекты представляет собой важный шаг на пути улучшения качества и эффективности строительства. Несмотря на вызовы и препятствия, развитие стандартов, технологий и навыков специалистов поможет преодолеть эти трудности и достичь успеха в реализации инфраструктурных проектов.
«Давайте заботиться о том, что вокруг, давайте заботиться о нашей инфраструктуре,» — заключила Анна Баранова.
Материал подготовлен Ариной Заболотневой
Понравилась статья?
1
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии