Содержание
Сегодня промышленная отрасль сталкивается с серьезной проблемой кадрового дефицита, особенно в инженерной сфере. Несмотря на то, что за последние несколько лет число желающих получать инженерно-технические специальности увеличилось (в 2021 году на 4,5%, в 2022 — на 8,5 %, на 5,7% в 2023 и доля таких студентов превысила 30% от общего приема), спрос на инженеров растет заметно быстрее. Катастрофически не хватает узкоспециализированных профессионалов инженерного дела.
Это связано с целым рядом факторов, начиная от демографических изменений и заканчивая тем, как воспринимается профессия инженера среди молодежи. О том, что привело к дефициту инженерных кадров и как в России пытаются решить эту проблему — рассказали в статье.
Что привело к дефициту инженерных кадров
В последние десятилетия Россия столкнулась с демографическим спадом, вызванным сокращением рождаемости в 90-е годы. В результате уменьшение числа молодых людей, вступающих на рынок труда, создает дефицит квалифицированных специалистов во всех отраслях.
Ситуацию усугубляет и проблема профессиональной ориентации. Многие школьники и студенты выбирают гуманитарные, экономические и связанные с IT профессии, считая их более престижными и доходными. Инженерные специальности на фоне этих тенденций теряют свою привлекательность. Зарплаты инженеров в России нередко оказываются ниже, чем в IT‑сфере или финансовом секторе, что делает выбор «строить карьеру инженера» в глазах молодежи менее перспективным. Молодые люди, в основном, стремятся к быстрым деньгам и комфорту, поэтому работа, требующая глубоких узкоспециализированных знаний и постоянного совершенствования в рамках повышения квалификации, не кажется им столь заманчивой.
Еще одной проблемой стал разрыв поколений в профессии. Советские кадры в силу возраста уходят с рынка труда, а подрастающее поколение пока не обладает необходимым набором компетенций или попросту не хочет перенимать опыт.
Подход к инженерным профессиям в корне меняет цифровизация, темпы которой сильно простимулировал курс на импортозамещение. Уже несколько лет предприятия активно внедряют цифровые технологии для автоматизации многих процессов, начиная с проектирования и заканчивая эксплуатацией объектов промышленного назначения, что открывает перед инженерами новые горизонты. Тем не менее, остается проблема: кто будет внедрять, развивать и применять эти технологии, если подготовленных кадров явно не хватает? Как следствие — образуется разрыв между неспособностью удовлетворить кадровые запросы и стремлением добиться успеха в области цифровизации.
Импортозамещение как катализатор цифровой трансформации
Импортозамещение стало важным триггером цифровизации промышленной отрасли. Уход иностранных компаний с российского рынка подсветил две проблемы: российские разработки не дотягивают до уровня зарубежного софта и нет подготовленных специалистов, умеющих так же виртуозно применять данные системы для решения профессиональных задач. Но импортозамещение — это не просто смена поставщиков и ПО. Это многоуровневый процесс, требующий значительных изменений в подходе к производственной деятельности, интеграции новых технологий и кадрового обеспечения.
Так образовалась пустота, которую нужно было быстро заполнять IT‑решениями, и возникла острая необходимость заниматься переподготовкой инженерных кадров. Здесь и проявился кадровый голод в полной мере: несмотря на необходимость перехода на новые рельсы, специалистов, готовых к такой трансформации по внедрению, применению и обслуживанию новых технологий, катастрофически не хватало.
В этот момент российские компании осознали, что необходимо вкладываться в разработку собственных цифровых решений, перестраивать систему мотивации сотрудников, лучше интегрироваться с вузами, продвигать свои компании на различных площадках, и начали активно делать шаги в этом направлении.
Конкуренция между предприятиями за квалифицированных специалистов
По данным исследования hh.ru и ОренЗМК (резидент «Сколково»), российские компании в 2024 году испытывали трудности при поиске инженеров почти всех специальностей. Спрос на главных инженеров проектов, инженеров-энергетиков, конструкторов, специалистов по качеству, пусконаладочным работам, эксплуатации и DevOps-инженеров в несколько раз превышал предложение.
В условиях острого дефицита инженерных кадров российские предприятия еще активнее стали вести борьбу за квалифицированных специалистов. С течением времени конкуренция между компаниями только усилилась, особенно за сотрудников с опытом работы с цифровыми технологиями и инновационными решениями. Это привело к росту зарплат в секторе. В первой половине 2024 года они поднялись на 16-24% в зависимости от специальности.
Но повышение оплаты труда — не единственное решение проблемы. Многие предприятия понимают, что для удержания специалистов важны и другие факторы, такие как улучшенные соцпакеты, включающие медицинское страхование, оплату обучения и повышения квалификации, различные бонусы и привилегии для сотрудников, а также комфортные условия работы, возможность карьерного роста и участия в уникальных проектах. Это стало одним из ключевых способов привлечения и удержания ценных специалистов. Поговорим о них подробнее.
Как российские промышленные предприятия справляются с дефицитом кадров
Для решения кадрового дефицита многие предприятия начали применять комплексный подход, включающий ряд стратегий. Увеличение зарплат помогает привлекать квалифицированных инженеров, но не всегда решает проблему их нехватки. Тогда в ход идут дополнительные льготы. Это могут быть программы медицинского страхования, субсидии на ипотеку, компенсации за обучение, различные корпоративные бонусы и всевозможная нематериальная мотивация (например, предлагать соискателям работу с крупными уникальными проектами, которые в дальнейшем станут хорошей составляющей их профессионального портфолио).
Также на российских предприятиях возрождается практика наставничества, которая была широко распространена в советское время. Опытные инженеры передают свои знания молодым специалистам, помогая им адаптироваться на рабочем месте и быстрее осваивать новые технологии. Это не только помогает молодым кадрам быстрее войти в профессию, но и создает здоровую рабочую атмосферу в коллективе. У «Ростеха», к примеру, есть школа подготовки профессиональных наставников. До конца 2025 года они планируют обучить около 1 тыс. таких специалистов.
Еще одной важной частью кадровой политики предприятий стало сотрудничество с учебными заведениями. Многие компании активно взаимодействуют с вузами, принимают участие в образовательных программах, организуют стажировки и практики для студентов. Это позволяет готовить будущих специалистов уже на этапе их обучения, прививая им знания в конкретной специфике и навыки работы с современными технологиями. Один из пилотов реализовали университет имени Н. Э. Баумана и Южный завод тяжелого станкостроения (ЮЗТС). Первым шагом стало создание инжинирингового центра на базе предприятия. Из 20 студентов, которые проходили подготовку в центре, 10 сейчас работают в числе конструкторов предприятия.
Некоторые предприятия создают собственные учебные центры для подготовки и переподготовки кадров без отрыва от производства. Так у «Норникеля» в Норильске есть корпоративный университет с технологиями виртуальной реальности (VR), тренажерами-симуляторами и 3D-атласами. Учебные центры имеются также у «Уралхима» и СИБУРа. Такая опция особенно важна в условиях быстрого развития цифровых технологий, когда специалисты должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
«У нас есть продукт — Центр Экспертизы. Здесь проходят обучение наши ИТ-специалисты. У нас оцифрованы уже 90 ролей. С каждый годом число обучающихся растет, продукт сам себя окупает со второго года существования. 30% обученных растут по карьерным трекам, а 86% берут на себя новые задачи и демонстрируют применение новых навыков. Для развития сотрудников мы используем мета-программы. При выстраивании системы обучения учитываются многие факторы: мотивация, отношение к обратной связи, способность собирать и усваивать информацию, постановка и реализация действия для достижения цели и прочее»
Татьяна Еремина
Тьютор Центра Экспертизы СИБУРСоздание уникальных проектов, таких как международные соревнования «Формула Студент»«Формула Студент» — это международный образовательный проект, основанный SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров). Цель проекта — формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению боевых творческих задач.
История российской «Формулы Студент» началась в 2005 году в стенах Московского автомобильно-дорожного института., тоже способствует привлечению молодых инженеров. Эти проекты позволяют студентам и молодым специалистам применять свои знания на практике, разрабатывать реальные инженерные решения и становиться частью глобальной инженерной культуры. На «Формуле Студент», например, за год собранная только из студентов вузов команда проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серией. В 2024 году в соревнованиях победила команда Тольяттинского госуниверситета (ТГУ). Электроболид Togliatti Racing Team стал вторым за всю историю соревнований вышедшим на гонку.
Подобные инициативы вносят большой вклад в рост привлекательности профессии инженера среди молодежи. Но помимо усилий самих компаний и образовательных учреждений, решить проблему кадрового голода помогают государственные проекты.
Как государство помогает решать проблему кадрового дефицита в России
В России реализуется несколько программ, направленных на подготовку и переподготовку инженерных кадров. Один из таких проектов — «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Это инициатива, направленная на создание новых образовательных программ и учебных центров в вузах, которые будут готовить инженеров по самым передовым направлениям. В рамках этого проекта предполагается сотрудничество с ведущими промышленными предприятиями, что позволит будущим специалистам получить актуальные знания и опыт работы с новейшими технологиями.
Еще одна важная программа — «Приоритет-2030». Эта программа нацелена на поддержку университетов, которые развивают научные исследования и образовательные программы в сфере инженерии и технологий. В рамках этой программы вузы получают финансирование для создания лабораторий, проведения научных исследований и подготовки кадров для промышленности.
«Каждый вуз-участник разрабатывает собственную стратегию трансформации и развития, определяет ключевые проекты и направления, которые наиболее востребованы как в регионе, так и в стране. Этот фокус на приоритетных задачах помогает укрепить роль университета в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Одной из ключевых задач экспертов программы, включая меня, является проведение стратегических сессий с участием 50-60 ключевых сотрудников вуза. В ходе этих сессий мы совместно генерируем идеи по улучшению деятельности университета»
Фархутдинов Исхак
Главный менеджер Управления развития информационных технологий ООО «РН‑БашНИПИнефть»По словам Исхака, помимо формирования стратегии, сессии способствуют командообразованию и повышению вовлеченности сотрудников. Благодаря такому подходу, разработанная стратегия становится для сотрудников не внешним указанием, а собственным видением, сформированным внутри коллектива, считает он.
Еще один инструмент, который используют для решения проблемы нехватки инженеров в России — активное развитие льготных программ для профориентации молодежи (абитуриентов). Это, например, IT‑ипотека или субсидии для молодых специалистов, направленные на привлечение молодых кадров в стратегически важные отрасли экономики, включая промышленность и инженерные направления.
Также в стране реализуется проект «Кадры». В последней версии паспорта проекта говорится, что для восполнения кадрового дефицита в приоритетных отраслях экономики с 2025 по 2030 годы власти рассчитывают переподготовить 1,5 млн квалифицированных специалистов. По данным Минтруда, за прошлый год было выпущено 198 тыс. таких специалистов.
Заключение
Кадровый дефицит в инженерной сфере стал серьезным вызовом для российской промышленности в эпоху цифровизации. В то же время, это стало возможностью для реформирования системы подготовки кадров и создания более привлекательных условий для специалистов. Внедрение государственных программ, развитие сотрудничества между бизнесом и учебными заведениями, а также новые проекты и инициативы показывают, что проблема кадрового голода может быть решена.
Сегодня инженеры становятся ключевыми фигурами в процессе цифровой трансформации промышленности. Чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики и успешное внедрение цифровых технологий, необходимо не только готовить новые кадры, но и создавать условия, в которых инженерные профессии станут престижными и востребованными.
Только комплексный подход, включающий конкурентную оплату труда, поддержку молодых специалистов как со стороны государства, так и со стороны промышленных. холдингов, тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, а также удержание высококвалифицированных профи в стране, позволит России справиться с дефицитом кадров и продолжить успешный путь к цифровому будущему.
Понравилась статья?
3
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии