InfraBIM, или BIM на объектах транспортной инфраструктуры

  • 47
  • 6 минут
Что такое транспортная инфраструктура и что об этом написано в федеральном законе? В чём заключается разница между ПГС и строительством линейных объектов? Как выглядит структура цифровой модели линейного объекта и насколько сложна структура проекта по его строительству?

Содержание

Такие основные вопросы поставила в начале своего доклада на февральском BIM‑завтраке Щеканова Ирина, проектировщик линейных объектов с 25-летним стажем, на данный момент занимающая должность руководителя отдела ТИМ в ООО «ИЦ «МиТ». В дополнение к выступлениям других спикеров она также кратко рассказала о софте для разработки ЦИМ линейных объектов и в чём ещё может помочь BIM помимо моделирования.

Определение ключевых терминов

Согласно Федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя:

  • Железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции
  • Метрополитен
  • Тоннели, эстакады, мосты
  • Морские терминалы, акватории морских портов

Другими словами, это не сленг, а закреплённый в законодательстве термин. Чтобы инфраструктурные объекты было проще различать в контексте технологий информационного моделирования также применяется термин InfraBIM.

Понятие «линейные объекты» также законодательно закреплено в Градостроительном кодексе РФ. К ним относятся линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Отдельно Ирина Щеканова отметила плюс в том, что ГК РФ также чётко определяет понятия «реконструкция линейных объектов» и «капитальный ремонт линейных объектов»:

«Когда мы начинаем разрабатывать технические решения, чётко нужно разделять границу между этими двумя понятиями», — подчеркнула эксперт.

Структура проекта и моделей

Затронув тему структуры проекта, Ирина Щеканова отметила, что здания на самом деле являются элементами инфраструктурного объекта, что делает весь проект даже сложнее, чем строительство площадных объектов.

Но при этом, к сожалению, для линейных объектов не существует комплексной экосистемы, позволяющей спроектировать всё до мельчайших элементов. Несмотря на то, что для них существуют такие программные комплексы от ИндорСофт, ТОПОМАТИК и КРЕДО и пр., не хватает софта для проектирования мостов, проведения инженерных изысканий, сборки сводных моделей.

В связи с этой особенностью для строительства инфраструктурных объектов особенно важно распространение и совершенствование общего формата обмена данными IFC.

Отличия BIM и InfraBIM

При объяснении отличий между информационным моделированием инфраструктурных и площадных объектов Ирина Щеканова выделила два интересных термина, используемых итальянскими BIM‑специалистами: «горизонтальный BIM» — объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и «вертикальный BIM» — линейные объекты. Она также представила посетителям мероприятия список различий, которые итальянские эксперты выделяют для объектов в этих категориях.

InfraBIM

При этом эксперт выделила такие важные особенности, как:

  • Наличие библиотек параметрических объектов и элементов для строительства зданий, которые позволяют собирать их «как конструктор». Модели линейных объектов основываются на выдавливании вдоль трёхмерной кривой линии
  • Расположение элементов в BIM‑модели здания задаётся в трёхмерной системе координат, с распределением по уровням. Линейные объекты структурировать по уровням не получится, так как их слишком много: в каждой точке трёхмерной кривой линии будут уникальные координаты
  • В строительстве площадных объектов рельеф играет второстепенную роль. Для линейных объектов рельеф — это основополагающий фактор, влияющий на структуру и стоимость проекта
  • В форматах IFC 2×3 и IFC 4.x очень хорошо прописаны классы, описывающие элементы зданий. Для дорог, мостов и прочих объектов прямого соответствия между элементами модели и сущностями в IFC 2×3 нет, а в IFC 4.x оно выражено лишь частично

Детальный разбор различий с примерами в виде реальных BIM‑моделей смотрите в полном выступлении эксперта на канале PRO ТИМ!

О программном обеспечении для разработки ЦИМ ЛО

Так как другие спикеры BIM‑завтрака достаточно детально рассказывали об инструментах и методах работы в ПО для проектирования линейных объектов, Ирина Щеканова лишь напомнила о существующих на современном рынке продуктах:

  • Программные комплексы от ИндорСофт, ТОПОМАТИК и КРЕДО для проектирования автомобильных и железных дорог, шумозащитных экранов, инженерных сетей, водопропускных труб и разработки ЦИМ инженерных изысканий
  • S-INFO, Tangl и 7D Modeler для сборки сводных моделей, 4D- и 5D‑моделирования

С сожалением BIM‑специалист отметила отсутствие систем проектирования специально для создания мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и других подобных объектов.

BIM для составления смет

Ирина Щеканова также поделилась, как у неё вместе с командой получилось составить сметы по уже реализованному проекту на основе данных, полученных из BIM‑модели. Для этого они использовали программу 5D Смета, в которой реализован удобный инструмент по присваиванию расценок по элементам с учётом их распределения согласно IFC-классам.

Доработка смет, конечно, проводилась в других программах. Однако 5D Смета значительно облегчила жизнь специалистов, избавив их от бумажной волокиты с ведомостями объёмов работ.

В заключение выступления эксперт поблагодарила свою команду за проделанную совместную работу и пожелала коллегам успехов в освоении технологий информационного моделирования:

«BIM‑менеджер один в BIM‑поле не воин, спасибо большое моей команде! Всем успехов в освоении InfraBIM!»

Материал подготовлен Ариной Заболотневой

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

2

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Читайте также