InfraBIM, или BIM на объектах транспортной инфраструктуры

  • 108
  • 3
  • 6 минут
Что такое транспортная инфраструктура и что об этом написано в федеральном законе? В чём заключается разница между ПГС и строительством линейных объектов? Как выглядит структура цифровой модели линейного объекта и насколько сложна структура проекта по его строительству?

Содержание

Такие основные вопросы поставила в начале своего доклада на февральском BIM‑завтраке Щеканова Ирина, проектировщик линейных объектов с 25-летним стажем, на данный момент занимающая должность руководителя отдела ТИМ в ООО «ИЦ «МиТ». В дополнение к выступлениям других спикеров она также кратко рассказала о софте для разработки ЦИМ линейных объектов и в чём ещё может помочь BIM помимо моделирования.

Определение ключевых терминов

Согласно Федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя:

  • Железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции
  • Метрополитен
  • Тоннели, эстакады, мосты
  • Морские терминалы, акватории морских портов

Другими словами, это не сленг, а закреплённый в законодательстве термин. Чтобы инфраструктурные объекты было проще различать в контексте технологий информационного моделирования также применяется термин InfraBIM.

Понятие «линейные объекты» также законодательно закреплено в Градостроительном кодексе РФ. К ним относятся линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Отдельно Ирина Щеканова отметила плюс в том, что ГК РФ также чётко определяет понятия «реконструкция линейных объектов» и «капитальный ремонт линейных объектов»:

«Когда мы начинаем разрабатывать технические решения, чётко нужно разделять границу между этими двумя понятиями», — подчеркнула эксперт.

Структура проекта и моделей

Затронув тему структуры проекта, Ирина Щеканова отметила, что здания на самом деле являются элементами инфраструктурного объекта, что делает весь проект даже сложнее, чем строительство площадных объектов.

Но при этом, к сожалению, для линейных объектов не существует комплексной экосистемы, позволяющей спроектировать всё до мельчайших элементов. Несмотря на то, что для них существуют такие программные комплексы от ИндорСофт, ТОПОМАТИК и КРЕДО и пр., не хватает софта для проектирования мостов, проведения инженерных изысканий, сборки сводных моделей.

В связи с этой особенностью для строительства инфраструктурных объектов особенно важно распространение и совершенствование общего формата обмена данными IFC.

Отличия BIM и InfraBIM

При объяснении отличий между информационным моделированием инфраструктурных и площадных объектов Ирина Щеканова выделила два интересных термина, используемых итальянскими BIM‑специалистами: «горизонтальный BIM» — объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и «вертикальный BIM» — линейные объекты. Она также представила посетителям мероприятия список различий, которые итальянские эксперты выделяют для объектов в этих категориях.

InfraBIM

При этом эксперт выделила такие важные особенности, как:

  • Наличие библиотек параметрических объектов и элементов для строительства зданий, которые позволяют собирать их «как конструктор». Модели линейных объектов основываются на выдавливании вдоль трёхмерной кривой линии
  • Расположение элементов в BIM‑модели здания задаётся в трёхмерной системе координат, с распределением по уровням. Линейные объекты структурировать по уровням не получится, так как их слишком много: в каждой точке трёхмерной кривой линии будут уникальные координаты
  • В строительстве площадных объектов рельеф играет второстепенную роль. Для линейных объектов рельеф — это основополагающий фактор, влияющий на структуру и стоимость проекта
  • В форматах IFC 2×3 и IFC 4.x очень хорошо прописаны классы, описывающие элементы зданий. Для дорог, мостов и прочих объектов прямого соответствия между элементами модели и сущностями в IFC 2×3 нет, а в IFC 4.x оно выражено лишь частично

Детальный разбор различий с примерами в виде реальных BIM‑моделей смотрите в полном выступлении эксперта на канале PRO ТИМ!

О программном обеспечении для разработки ЦИМ ЛО

Так как другие спикеры BIM‑завтрака достаточно детально рассказывали об инструментах и методах работы в ПО для проектирования линейных объектов, Ирина Щеканова лишь напомнила о существующих на современном рынке продуктах:

  • Программные комплексы от ИндорСофт, ТОПОМАТИК и КРЕДО для проектирования автомобильных и железных дорог, шумозащитных экранов, инженерных сетей, водопропускных труб и разработки ЦИМ инженерных изысканий
  • S-INFO, Tangl и 7D Modeler для сборки сводных моделей, 4D- и 5D‑моделирования

С сожалением BIM‑специалист отметила отсутствие систем проектирования специально для создания мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и других подобных объектов.

BIM для составления смет

Ирина Щеканова также поделилась, как у неё вместе с командой получилось составить сметы по уже реализованному проекту на основе данных, полученных из BIM‑модели. Для этого они использовали программу 5D Смета, в которой реализован удобный инструмент по присваиванию расценок по элементам с учётом их распределения согласно IFC-классам.

Доработка смет, конечно, проводилась в других программах. Однако 5D Смета значительно облегчила жизнь специалистов, избавив их от бумажной волокиты с ведомостями объёмов работ.

В заключение выступления эксперт поблагодарила свою команду за проделанную совместную работу и пожелала коллегам успехов в освоении технологий информационного моделирования:

«BIM‑менеджер один в BIM‑поле не воин, спасибо большое моей команде! Всем успехов в освоении InfraBIM!»

Материал подготовлен Ариной Заболотневой

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

3

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Как сделать своё здание «умным»?

Как сделать своё здание «умным»?

Точно ли вы знаете, что нужно для того, чтобы сделать здание «умным»? Может, нужно создать детальную BIM‑модель или заменить всю электронику? Разбираемся в этой статье.

1 7 минут 1
Информационное моделирование технологических и промышленных установок

Информационное моделирование технологических и промышленных установок

Сегодня информационное моделирование востребовано и развивается в различных отраслях промышленности. Например, в машиностроении и судостроении. Также широко распространяется информационное моделирование объектов гражданского строительства — успешно внедряемая технология ТИМ (ранее BIM). Статья посвящена информационному моделированию промышленных и технологических установок, которое имеет ряд специфических особенностей. Они обусловлены, прежде всего, задачами, решаемыми с использованием информационной модели

2 13 минут 7
«Умный» город и его инфраструктура: что это такое и как всё устроено

«Умный» город и его инфраструктура: что это такое и как всё устроено

Живя в городе, вы, скорее всего, сталкиваетесь с «интеллектуальной» или «умной» инфраструктурой каждый день. Даже сидя дома. Неужели она действительно везде? Разбираемся в этой статье.

1 6 минут 37