Внедрение информационных технологий позволяет не только оптимизировать процессы проектирования и строительства, но и значительно улучшить взаимодействие между всеми участниками проектов, включая заказчиков, подрядчиков и эксплуатационные службы. О том, как этот процесс проходил в такой крупной организации, как «Газпром проектирование», в ходе июньского BIM‑завтрака рассказал Ходаков Артём, ТИМ‑координатор компании.
Предпосылки к внедрению
В начале 2000-х годов компания Autodesk только начинала завоевывать наш рынок с продуктом AutoCAD, и проектировщики «Газпром проектирования» стали использовать его вместо традиционных кульманов. В то время значительные ресурсы в компании уходили на закупку оборудования и обучение персонала.
В конце 2009 года специалисты Autodesk стали предлагать новый продукт Revit именно для 3D‑проектирования. Далее отрезок между 2010 и 2019 годов стал периодом расцвета энтузиастов — молодых людей, интересующихся темой 3D‑проектирования и часто отмечавших преимущества Revit для создания моделей металлоконструкций. В 2018-2019 годах в «Газпром проектировании» стали переходить на этот продукт, однако только в небольших проектах в области архитектурно-строительных решений. Тогда специалистам компании стало понятно, что им потребуется более разностороннее ПО. Так они стали внедрять Tekla Structures и продукты Aveva. В процессе наращивания опыта работы с иностранными программными комплексами стало понятно, что они намного сложнее смены кульмана на AutoCAD.
В 2021 начались разговоры о переходе на отечественный софт из-за санкционного давления и возможных блокировок лицензий. В течение 2021-2022 годов компания изучала отечественное ПО, и в конце 2022 года со стороны ПАО «Газпром» была выпущена директива о переходе на отечественное ПО в 2023 году.
В результате для координации всех проектов и моделей стали использовать CADLib, для разработки моделей — Model Studio CS и nanoCAD, а для геоинформационных систем — QGIS. Также был разработан план перехода на прямое 3D‑проектирование, включающий организацию единого информационного пространства, единого каталога элементов и семейств.
Внедрение и внутренние трансформации
В рамках внедрения российского программного обеспечения в бизнес-процессы «Газпром проектирование» была создана дорожная карта перехода на прямое 3D‑проектирование. В рамках этой карты были выделены 5 подзадач:
- Организация единого пространства информационной модели ОКС для всей структуры ПАО «Газпром»
- Создание единого каталога элементов, семейств и пр., чтобы все филиалы могли использовать их в работе
- Сотрудничество с вендором СиСофт Девелопмент с целью наладить общение в рамках отработки замечаний к их продуктам
- Разработка единой базы знаний и формирование нормативно-технической документации
- Обучение сотрудников функционалу САПР Model Studio
Далее Артём Ходаков описал особую терминологию и роли сотрудников, используемые в компании:
«Хотелось бы затронуть основную терминологию ТИМ, как мы понимаем, что такое ТИМ. Основной результат нашей работы как проектировщика - это информационная модель объекта капитального строительства (ИМ ОКС). Она состоит из частей: инженерная цифровая модель местности (ИЦММ), где слоями расположены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно- гидрометеорологические и др. данные; цифровая информационная модель объекта капитального строительства (ЦИМ ОКС) — традиционная 3D‑модель, объединяющая все инженерно-технические и инженерно-технологические данные в едином пространстве. Её частью является цифровая информационная модель оборудования (ЦИМ О), полученная нами от заводов-изготовителей с необходимым нам параметрическим составом», — пояснил эксперт.
Расширенная ролевая модель компании строится следующим образом: во главе структуры находятся ТИМ‑менеджер общества и ТИМ‑менеджер филиала, выполняющие стратегическую функцию. ТИМ‑менеджеру филиала подчиняются три человека: ТИМ‑координатор, который координирует все проекты при взаимодействии с заказчиком, органами государственной экспертизы и ТИМ‑экспертами. ТИМ‑эксперты — это руководители групп, которые общаются с ТИМ‑лидерами и ТИМ‑проектировщиками о том, как нужно создавать модель и как её нужно защищать на экспертизе. ТИМ‑лидеры — это «горящие» своим делом люди, заинтересованные в моделировании и обучающие проектировщиков. Также ТИМ‑менеджеру филиала подчиняются ТИМ‑администраторы — обычные системные администраторы, которые создают базы данных, структуру проекта, единое цифровое пространство. Им подчиняются ТИМ‑специалисты. Наконец, на том же уровне идёт ТИМ‑администратор каталога — отдельный человек, который занимается наполнением, администрированием и корректировкой единого каталога элементов. У него в подчинении также есть ТИМ‑специалисты.
«Единый каталог содержит более 250 тыс. элементов. Пользоваться им могут все ТИМ‑проектировщики. Создание единого каталога позволяет нам не только оперативно пополнять его материально-техническими ресурсами, но и вносить актуальную атрибутивную информацию и заполнять атрибуты для проектировщика, чтобы ему не приходилось делать дополнительную работу», — добавил Артём Ходаков.
Контроль качества информационной модели
По словам Артёма Ходакова, в компании существует 4 основных этапа внутреннего контроля за качеством информационной модели:
- На ежедневной основе ТИМ‑проектировщики и ТИМ‑лидеры визуально просматривают пространство на наличие коллизий. Например, чтобы колонна не врезалась в балку
- Во время периодической проверке раз в 2 недели дополнительно просматривается соответствие технических требований на ИМ ОКС, например, к цветовой идентификации объектов
- На итоговой проверки по окончанию моделирования специалисты дополнительно просматривают, какие параметры или атрибуты были заполнены в каждом элементе для того, чтобы заказчик и все последующие участники жизненного цикла объекта могли полноценно использовать модель
- На финальном этапе внутренних проверок проводится поиск и отработка типовых замечаний, чтобы они не повторялись в процессе проектирования
Заключительное слово
В завершение доклада Артём Ходаков подчеркнул, что ИМ ОКС рассматривается в «Газпром проектировании» как совокупность трёх сущностей: ЦИМ ОКС, ИЦММ и документации от пояснительных записок до технологических решений и сметной документации. С этими тремя сущностям также ассоциируются современные цифровые инструменты и технологии: тегирование, Классификатор строительной информации (КСИ), 4D- и 5D‑моделирование и ЦИМ‑оборудования.
В итоге, подчеркнул эксперт, в «Газпром проектировании» хотят прийти к цифровой экспертизе, в ходе которой сам эксперт рассматривает информационную модель с помощью автоматических проверок на качество применения данных и проектных решений, а также обоснованность инвестиций.
Смотрите полное выступление Артёма Ходакова на канале PRO ТИМ, чтобы подробнее узнать о: концепции информационного моделирования в ООО «Газпром проектирование», едином каталоге элементов и статусе проектов по разработке инженерных цифровых моделей местности.
Материал подготовлен Ариной Заболотневой
Понравилась статья?
0
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии