На основе статьи «Digital, collaborative, patient: why the BIM revolution is taking so long» от Matthias Uhl из BIM & More
Содержание
Сказать, что Виктор Гюго был неправ, однажды заявив: «Нет ничего более сильного, чем идея, время которой пришло», было бы неуместно, учитывая множество социальных и политических примеров, подтверждающих высказывание. Однако тот факт, что эта фраза почти исчерпала себя в отношении долгожданной BIM‑революции, не означает, что для идеи беспрепятственного потока данных в строительной индустрии не пришло время. Скорее, её можно будет реализовать только при соблюдении множества других условий. Гениальная мысль нуждается не только в подходящем времени, но и в стратегии, ясности, чётком видении, правильных инструментах и лидерах.
Слишком долго BIM‑данные не разрабатывались с учётом потребностей проектировщиков и архитекторов — людей, которые должны их использовать. В этой статье попробуем выяснить, что пошло не так, и понять, какие шаги необходимо совершить, чтобы BIM‑революция наконец-то свершилась.
Проблема №1: BIM без интегрированной цифровой стратегии
Согласно словарю, слово «стратегия», происходящее от древнегреческого «strategia» («полевое командование»), означает долгосрочный, точный план действий, направленный на достижение цели (военной, политической, психологической и т. д.), в котором с самого начала предпринимается попытка учесть все факторы. Существовал ли план для BIM‑революции? К сожалению, нет: участники индустрии признали, что BIM — одна из главных тенденций будущего. И вместо того, чтобы использовать устойчивый подход и рассматривать BIM в контексте общей цифровой стратегии, к нему относятся как к одной из множества задач в планере.
Производители всего один раз импортируют данные о продукции в информационную модель, которые затем можно скачать на профессиональных порталах. Осознание того, что BIM — это лишь одна из составляющих общей цифровой стратегии, приходит позже, когда начинается действительно ресурсоёмкая работа по хранению и обработке данных. К этому моменту мало кто готов сделать шаг назад и начать всё с нуля. Поэтому самый важный вопрос, который следует задать при определении стратегии развития компании: «Как я могу эффективно управлять всеми имеющимся данными?».
Проблема №2: Нет единого источника данных, отслеживания и обновления информации
Самый лучший план и самая эффективная стратегия бесполезны, если они основаны на неверных сведениях или предположениях. Представьте, что архитектурный проект — это шахматная доска, и вы планируете объект, не зная положения и количества фигур. Слишком долго двигатели BIM‑революции не уделяли должного внимания качеству информации. Им уже давно пора было обратиться к принципу единого источника. Его суть заключается в том, что у каждого объекта есть только один адрес в системе управления данными, который можно использовать для его изменения и контроля.
Онлайн-каталоги, веб-сайты или BIM‑объекты в цифровом двойнике — все экспортируемые данные о продукции всегда связаны с системой управления основными данными производителя (master data management, MDM), зачастую в виде PIM‑системы. Это даёт ему значительное преимущество по отслеживанию опубликованных данных о продукции, что, в свою очередь, позволяет своевременно их обновлять. Ни один человек не захочет планировать проект, используя устаревшие сведения. Этот вопрос настолько острый, что ведущие агентства по бизнес-планированию в Германии работают исключительно с BIM‑объектами, созданными с помощью единого источника. Неактуальные данные о продукте не отображают его изменения или уход с рынка и поэтому могут больше не могут применяться в работе.
Из всего этого можно сделать вывод, что единые системы поиска и отслеживания информации о продукции имеют большое значение для строительной индустрии. Они обеспечивают актуальность данных и, следовательно, гарантируют их качество. Например, сотрудники отдела планирования смогут просматривать сроки поставки, наличие и пр., а производители — направлять своих людей на крупные проекты для оказания поддержки.
Ранее в блоге мы публиковали обширный материал о реальном кейсе внедрения единой системы по управлению проектами для строительного проекта государственного заказчика.
Проблема №3: Отрасль не учитывает эффективность BIM‑данных
Английское слово «impact» можно перевести как эффект, влияние, воздействие или след. В строительной индустрии долгое время существовали совершенно ошибочные представления о реальных последствиях перехода на технологии информационного моделирования. Основное внимание уделялось нерелевантным показателям: количеству скачиваний с таких порталов, как BIMobject, Plan.One или Heinze. Производители считали несколько тысяч загрузок в год успехом, однако на самом деле эти цифры не гарантируют реальное использовании их BIM‑инструментов.
Проблема №4: 3D-изображения строительных изделий слишком детализированы
3D в BIM — это одновременно и благословение, и проклятие. Конечно, трёхмерная среда даёт невероятные преимущества по пространственному восприятию объекта. Для некоторых задач, таких как обнаружение коллизий, это абсолютно необходимо. Однако производители склонны перегружать свои BIM‑объекты геометрической информацией, чтобы отличать свои продукты от других. Например, они могут указать ванну с уникальным изгибом в определенном месте. Такие 3D-модели совершенно не подходят для нужд архитектора из-за избытка данных. Проектировщик имеет ограниченный функционал по работе с этой ванной в Revit, при этом программа может дать сбой. В то же время, ему может понадобиться использовать эту ванну в отеле 500 раз, для чего потребуется оптимизированная, целевая геометрия, созданная профессионалом.
Архитектор должен уметь управлять размерами и формами в любое время, как на уровне геометрии (LOG), так и на уровне информации (LOI). Это означает, что на ранней стадии проектирования специалист вставляет ванну в объект, и она обозначается просто как «ванна». Ещё неизвестно, что это за ванна. Только на более позднем этапе она может быть превращена в продукт. Это будет та же модель, но она будет называться уже не «ванна», а «опыт купания Geberit».
Проблема №5: Невозможность разделить буквенно-цифровые и геометрические данные
Одной из проблем на пути к BIM‑революции является «запечатывание» информации. Представьте себе листовки, которые массово распространялись во время Французской революции для информирования и мобилизации людей. Если бы они не содержали читаемой информации, имеющей реальную пользу, революция, вероятно, закончилась бы после штурма Бастилии.
Похожая проблема присуща BIM‑объектам, например, порталам-стокам файлов. На них есть вся нужная информация, и она была бы очень полезной и ценной, если бы находилась в открытом доступе. Проектировщики и архитекторы могут просматривать её в ArchiCAD или Revit, но не могут использовать дальше. Данные не читаются даже во внутренних инструментах для расчёта количества, в результате становясь практически бесполезными. Для решения этой проблемы, производители должны всегда создавать алфавитно-цифровые обозначения отдельно от геометрии, чтобы применять её только в отдельных случаях, когда это необходимо.
Проблема №6: Формат IFC не подходит для строительных материалов и продукции
У каждой революции есть свои средства и инструменты, которые используются для достижения целей. Планировщики и архитекторы давно отстаивают идею безбарьерного BIM‑сотрудничества с помощью своих программ автоматизированного проектирования. Однако производители передают им данные о продукции в IFC, который в данном случае просто бесполезен.
Да, он является наиболее распространенным форматом для обмена BIM‑данными, но чтобы реализовать его дополнительные преимущества, нужно уметь им правильно пользоваться. IFC особенно полезен при проектировании целых зданий: его стоит использовать для обмена данными по всему строительному проекту, а не по отдельным изделиям.
То, что архитекторы предоставляют статус всего проекта в IFC таким специалистам, как конструкторы, строительные физики или инженеры по обслуживанию зданий, не означает, что они хотят получить окно в таком же формате.
Сейчас на рынке распространяется другой формат передачи данных, составляя реальную конкуренцию IFC. Подробнее об этом читайте в материале про BIM‑тренды.
Проблема №7: Некомпетентные BIM‑специалисты
Фундаментальная проблема, лежащая в основе многих неудач BIM в отрасли, заключается в том, что внедрение этой технологии часто поручают людям или отделам, которые не являются экспертами ни в области цифровых технологий, ни в области строительства. Информационное моделирование и обработка BIM‑данных — это очень сложные задачи, которые требуют от сотрудников большого опыта. Но в итоге за них нередко отвечают маркетологи, что показывает непонимание масштабов ответственности внутри компании. Поэтому если производители не прислушаются к профессиональным BIM‑консультантам, то спустя годы им обязательно придётся начать внедрение технологии сначала.
Понравилась статья?
2
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии