На основе материала «Survey highlights „digital disconnect“ in real estate technology adoption» от PBCToday
Содержание
К концу 2025 года ажиотаж вокруг искусственного интеллекта (ИИ), автоматизации и продвинутых дашбордов для аналитики становится почти повсеместным. Однако многие иностранные управляющие компании, принявшие участие в исследовании Rewiring Real Estate от Nemetschek, по‑прежнему опираются на ручные записи, интуицию и разрозненные системы при управлении своими активами.
Авторы документа чётко предупреждают о «цифровом отставании» среди многих участников отрасли, несмотря на их стремление соблюдать принципы устойчивого развития и успевать за быстрым технологическим прогрессом. Они также сделали акцент на том, что именно поставщикам инновационных технологий следует взять под контроль обучение специалистов тому, как лучше использовать уже имеющиеся в их распоряжении технологии.
Исследование содержит множество других интересных выводов и заключений. Рассмотрим их подробнее в этой статье, а также сравним с ситуацией на российском рынке.
«Интуиции» не место в управлении
На протяжении всего документа говорится о сохранении инстинктивного подхода к принятию решений, даже несмотря на то, что портфели недвижимости становятся всё сложнее.
Почти половина (49%) респондентов заявила о практике сбора и управления данными вручную в таблицах. А 23% из них хранят сведения в нескольких не связанных между собой системах. Еще 23% рассказали, что делают записи на бумажных носителях (для компаний, управляющих промышленными объектами, эта цифра выросла до 34,3%), и только 5% связывают накопленную информацию в специализированной программе.
«Отрасль признает ценность данных, но по-прежнему находится в плену устаревших рабочих процессов», — отметил руководитель отдела цифровых двойников в Nemetschek Group Джимми Абуалдениен.
Он также подчеркнул, что настоящая трансформация заключается не в покупке нового ПО для отображения изолированных рабочих процессов. Она становится возможной после того, как вы свяжете между собой все операционные данные и будете проводить регулярный мониторинг, составлять прогнозы и настроите автоматическую оптимизацию параметров.
В отчёте также подчёркивается рост давления, с которым сталкиваются УК. Около 79% опрошенных отметили нехватку персонала для решения задач, причем среди управляющих торговой недвижимостью эта цифра достигает 84%. Ещё 75% всех респондентов сошлись на том, что составление всех необходимых отчётов — это сложная, трудоёмкая и в основном ручная работа.
Другими словами, статистика показывает: хотя операционная эффективность и остаётся неизменной целью для многих команд, большинству не хватает инструментов или времени для её достижения.
Нужно не только внедрять, но и обучать
Более 77% опрошенных заявили, что им необходим постоянный доступ к информации о производительности зданий в режиме реального времени, а 79% считают, что нужно создать единую базу данных для всех важных сведений об активах.
Однако даже если компания и хранит информацию в электронном виде, а сотрудники знают, как её найти, эти сведения могут иметь низкую ценность. На рынках Великобритании, Германии и США 37% экспертов заявили, что им необходимы дополнительные знания для понимания имеющихся у них показателей.
В отчёте также говорится, что разработчикам следует сместить фокус с коммерческого продвижения продуктов на программы обучения и показывать компаниям, как они могут раскрыть потенциал цифровых инструментов для оптимизации данных, повышения операционной эффективности и принятия более обоснованных решений.
«Барьером является не технология, а отсутствие её понимания», — отметил Джимми Абуалдениен.
Читайте наш материал о том, как подойти к созданию умного здания и какие программы используют российские компании для решения задач в этой области.
Цифровизация управления недвижимостью в России
В середине 2025 года команда специалистов из «Сколково» и «ДОМ.РФ Технологии» опубликовала результаты первого этапа масштабного исследования рынка уровня цифровой трансформации строительной отрасли. Они проанализировали 930 российский IT‑решений и более 50 девелоперов, обработали свыше 2 тысяч источников.
Этап эксплуатации объектов остаётся наименее продвинутым в плане цифровизации — эксперты оценили его всего в 2,2 балла из 5 возможных. При этом больше половины респондентов (68%) признали, что внедрение инновационных технологий способствует снижению затрат и росту доверия со стороны конечных потребителей.
Почти все компании (90%) используют от 3 до 5 приложений для учёта показаний счётчиков, обработки заявок, видеонаблюдения и пр., что приводит к дублированию данных, ошибкам и вынуждает работать без комплексного понимания состояния объекта. На вопрос о барьерах цифровизации самыми популярными ответами стали: низкий уровень компетенций подрядчиков и партнёров (52%), высокая стоимость продуктов и внедрения (48%), а также нехватка квалифицированных специалистов (45%). Ручная обработка данных и дублирование документов в бумаге также сильно распространено, особенно среди малых компаний и при взаимодействии с госорганами.
Заключение
Как иностранные, так и российские управляющие компании испытывают острую нехватку ресурсов и времени. При этом можно заметить тенденцию в нехватке профильных знаний среди специалистов как в России, так и за рубежом. Другими словами, основным барьером цифровизации является даже не отсутствие технологий, а дефицит понимания их ценности и неготовность к проведению трансформации. Будущее будет принадлежать не тем, кто купит больше приложений, а тем, кто инвестирует в интеграцию, обучение и культуру управления, основанную на данных.
Понравилась статья?
А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами
Комментарии