Особенности внедрения BIM‑технологий для управления строительством крупного линейного объекта

  • 14
  • 2
  • 6 минут

Команды по внедрению BIM‑технологий в области строительства линейных объектов ежедневно сталкиваются с целым рядом разнообразных особенностей, вызванных сложностью и капиталоёмкостью направления. Как же им удаётся с ними справиться и убедить заказчиков в пользе технологий информационного моделирования?

Ответами на эти вопросы поделился коммерческий директор компании-разработчика экосистемы цифровых решений Клевер Андрей Шатров. В рамках BIM-завтрака он рассказал о том, как специалисты организации проводили интеграцию их цифрового решения для управления строительством на одном крупном проекте, и отметил положительные эффекты этой цифровой трансформации.

Контекст и специфика линейного дорожного строительства

В отличие от объектов промышленного или гражданского строительства, дороги представляют собой протяжённые объекты, включающие большое количество участков, сооружений и пересекающихся инженерных систем. Это приводит к тому, что число отдельных компаний-участников проекта может исчисляться десятками.

Так, в рамках строительства автодороги М12 «Екатеринбург — Казань» (реализуемого под руководством Росавтодора), техническим заказчиком было задействовано порядка 64 юридических лиц, включая семь генеральных подрядчиков, шесть проектных организаций и около 40 субподрядных компаний. Стройконтроль на объекте осуществлялся через Росдортехнологию, в ведомстве которой работали девять субподрядных организаций.

Как компания внедряла BIM‑технологии

Разработчики экосистемы Клевер начали свою работу над проектом и внедрение инструментов по сопровождению объектов на базе технологий информационного моделирования 3,5 года назад, в организации ФКУ «Волго‑Вятскуправтодор» в Казани. На тот момент использование цифровых технологий в дорожной отрасли было не так сильно распространено. Нужно было адаптировать нормативную базу, выстроить новые методики и убедить участников рынка в целесообразности перехода на эти решения.

По словам Андрея Шатрова, Клевер позволяет сопровождать проекты на трёх ключевых этапах: проектирования, строительства и эксплуатации. Компания сотрудничала с разработчиком S‑INFO, специалисты которого занимались непосредственным созданием 3D‑моделей.

Ключевой результат внедрения BIM‑технологий проявляется при передаче объекта в эксплуатацию. К осени 2025 года все восемь частей проекта М12 «Екатеринбург — Казань» должны быть полностью переданы в распоряжение Росавтодора. При этом каждая модель должна содержать все необходимые данные, чтобы их можно было без труда использовать на стадии эксплуатации.

Узнать более подробно о ключевых преимуществах экосистемы Клевер можно из презентации:

Скачать презентацию

Некорректное восприятие автоматизации

Эксперт с сожалением отметил, что одной из частых ошибок участников рынка является подмена понятий цифровизации и простой оцифровки. Зачастую компании ограничиваются созданием цифрового архива, куда загружаются сканы бумажной исполнительной документации.

Настоящая автоматизация заключается в том, чтобы исполнительная документация формировалась автоматически на основании предустановленных шаблонов, привязывалась к конкретным видам работ и передавалась на согласование и подписание в электронном формате. Кроме того, ПО, с помощью которого происходит автоматический выпуск документации, должно интегрироваться с другими системами, в том числе государственными.

Ранее в блоге мы писали о лучших решениях для проектов строительства дорог, причём не только про программные продукты: заглядывайте в статью, чтобы узнать, знакомы ли вы с ними.

Визуализация и контроль

Одним из заметных преимуществ использования BIM в проекте М12 «Екатеринбург — Казань» стала возможность визуального контроля статуса строительства. Все элементы объекта отображались в 3D-модели, а зелёный цвет показывал, какие работы завершены, имеют исполнительную документацию и заверены квалифицированной электронной подписью.

Данный функционал оказался не просто «фишкой» для отчётов, а важным инструментом оперативного контроля. Руководство ФКУ в Казани отметило, что в условиях необходимости постоянного взаимодействия с федеральными структурами (Росавтодор, Минтранс, главы регионов) наличие наглядной визуализации текущего состояния стройки позволяет быстро получать достоверную информацию, минуя сложные согласования бумажных отчётов.

Организация взаимодействия участников

При больших масштабах строительства невозможно выстроить эффективное управление без чёткого алгоритма согласования исполнительной документации. В одном контракте ведомость может насчитывать 20‑30 тысяч позиций и без автоматизации проверка, согласование и передача таких объёмов данных становятся фактически невыполнимыми в разумные сроки.

Экосистема Клевер как раз помогает облегчить управление проектом и объединить все файлы в едином цифровом пространстве. При этом доступ к программе будет у всех участников: от субподрядчиков четвёртого уровня до банков, финансирующих проект.

Cопротивления рынка и скептицизм

Одна из проблем внедрения BIM в дорожном строительстве — низкая маржинальность бизнеса генподрядчиков (в проекте М12 «Екатеринбург‑Казань» было два обанкротившихся контрагента, у которых она составила менее 1%). Поэтому любое новшество болезненно воспринимается компаниями.

Чтобы преодолеть этот барьер, специалисты разработавшей Клевер компании «Интелкон» проводят для участников проекта бизнес-анализ: сравнивают трудозатраты «до» и «после», переводят всё в деньги и часы. Это позволяет гендиректорам понимать, за что они платят и где экономят. Ознакомится с полным списком преимуществ программы можно через запись на демонстрацию продукта.

Запишите меня

Итоги и перспективы

Опыт компании-разработчика экосистемы Клевер показывает, что даже в такой сложной отрасли, как линейное дорожное строительство, успешное внедрение технологий информационного моделирования вполне возможно. В условиях растущих требований к прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств такие технологии становятся не роскошью, а необходимостью.

Если подходить к автоматизации всех этапов жизненного цикла объекта последовательно, то BIM‑технологии способны дать ощутимый экономический эффект, привести к сокращению сроков проекта и минимизировать риски ошибок и финансовых потерь.

Смотрите полное выступление Андрея Шатрова:

PROTIM
Телефон: +7 (495) 221-50-56

Понравилась статья?

2

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь с нами

Комментарии

Ещё по теме

Как BIM‑технологии помогают в проектировании инженерных сетей

Как BIM‑технологии помогают в проектировании инженерных сетей

Любой элемент объекта строительства требует детального анализа на предмет возможных проблем в проектировании. Сегодня поговорим про инженерные сети: как BIM помогает создавать их эффективно и безопасно.

14 минут 16 1
Какие методы использует государство для расчёта затрат на BIM

Какие методы использует государство для расчёта затрат на BIM

Расчёт расходов на использование BIM и ведение цифровых моделей — животрепещущая тема, не оставляющая умы многих экспертов, в том числе со стороны госорганов. Разбираемся в методах, которые они применяют, в нашей новой статье.

6 минут 29
Как управлять затратами в BIM‑проектах

Как управлять затратами в BIM‑проектах

Управление затратами в BIM‑проектах — трудоёмкая задача, требующая освоения 5D‑моделирования и осведомлённости об актуальных расценках. Рассказали, как с этим справляются на реальных строительных проектах.

5 минут 49 4
BIM и цифровая трансформация в других странах: как это происходит в Узбекистане и Беларуси

BIM и цифровая трансформация в других странах: как это происходит в Узбекистане и Беларуси

Эксперты из Беларуси и Узбекистана обсудили вопросы развития BIM, ценообразование проектов и текучку кадров в странах. О том, какие выводы они сделали, читайте в этой статье.

8 минут 25